Источник: https://teremok-32.nubex.ru/vospitatelyam/personal-sajt/13094/13098/13100/14721/

Конспект занятия-экспериментирования

Тема: Удивительный песок

     Подготовила : воспитатель Купаева О. Е.

Цели: познакомить со свойствами и качествами песка и земли, его происхождением; развивать смекалку, наблюдательность, усидчивость.

Материал: сухой, влажный песок, земля, прозрачная вода.

Оборудование: емкости для песка и земли, сухая салфетка, лейка с водой.

Ход занятия-экспериментирования

I. Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель предлагает познакомиться со свойствами и качествами песка, его происхождением.

II. Уточнение правил безопасности.

Воспитатель. Какие правила безопасности при работе с песком вы знаете? (Не брать песок и грязные пальцы в рот.
Не тереть грязными руками глаза.)

III. Выполнение эксперимента.

Дети под руководством воспитателя обследуют сухой песок пальцами; В баночку с водой опускают горсть сухого песка, не размешивая его.

Воспитатель. Что происходит? (Песок оседает.) 

– На поверхности воды можно увидеть песочную пыль. Если размешать лопаткой воду, что произойдет? (Песочная пыль, рас-
творившись, окрашивает воду.)

Дети пересыпают сухой песок из одной баночки в другую.

– Какой песок? (Песок сыпучий.)

-Какая земля(Слипшаяся, комочками)

– Попробуйте слепить из сухого песка шар. (Не получается: сухой песок рассыпчатый, шершавый, содержит пыль.)

Дети рассматривают влажный песок.

– Какой влажный песок? (Плотный, мягкий.) 

Дети делают из него колечки, оставляют их на некоторое время (пока песок высохнет). Затем под руководством воспитателя поливают сухой и влажный песок.

– Что вы наблюдаете? (Влажный быстро пропускает влагу, а сухой некоторое время держит ее на поверхности, затем она уходит вглубь.)

Опыт с салфеткой, чтобы определить наличие влаги в земле:

На тарелочку положить немного почвы. 1

Прижать её салфеткой (бумажным полотенцем). 1

На салфетке останется влажный отпечаток — это значит, что в почве присутствует влага.

В почве есть воздух

 

Опыт

Цель: определение состава почвы на наличие в ней воздуха.

Материалы и оборудование: тарелочки с почвой, стаканчики с водой, мерные ложечки.

Ход опыта: Напомнить о том, что в Подземном царстве - почве обитает много жильцов (дождевые черви, кроты, жуки и др.). Чем они дышат? Как и все животные, воздухом. Предложить проверить, есть ли в почве воздух. Возьмите комочек почвы. Бросьте её в стакан с водой Наблюдайте, что происходит. Сделай вывод.

Воспитатель: Что вы увидели?

Дети: Из почвы выходят пузырьки воздуха.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Дети: В почве есть воздух.

Воспитатель: Вы правильно заметили, что в почве есть воздух.

    IV. Фиксирование результатов эксперимента.

Дети называют свойства песка.

Вывод. Песок – это очень-очень мелкие камешки разного цвета, разной формы, разного размера; в песке можно найти мелкие частички металла. Песок тяжелый – он опускается на дно баночки; пыль легкая – осталась на поверхности, при размешивании окрасила воду; мокрый песок меняет цвет. Песок хорошо пропускает воду; из влажного песка можно лепить предметы, а сухой не держит форму.

Вывод. Сухая почва рассыпчатая, ее комочки жесткие. Влажная почва мягкая, липкая. Плодородный слой содержит песок, глину, прелые листья. Сухая почва не содержит влагу; а испарение влажной почвы происходит в окружающую среду. Сухая почва трескается, в ней появляются пустоты, которые заполняется воздухом, вода, попадая в трещины, выталкивает его на поверхность; влажная почва беспрепятственно пропускает воду: в ней не было трещин.

МБДОУ д/с № 32

Наверх
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.