Цель:
Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях.
Задачи:
1.Расширять и активизировать словарь по теме « Осень».
2.Совершенствовать грамматический строй речи.
3.Продолжать учить согласовывать движения с речью.
4.Развивать мелкую моторику пальцев рук через пальчиковую гимнастику.
5.Развивать речевое дыхание.
6.Развивать артикуляционную гимнастику.
7.Развивать пространственные представления.
8.Развивать внимание, память.
9.Воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельность, контроль над собственной речью.
10.Активизировать глагольный словарь по данной теме.
11.Продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ.
12.Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.
Оборудование:
Картинки с листьями, листы белой бумаги, набор листьев на каждого ребенка, картинки с изображением деревьев, осенние листья, музыка «Звуки осеннего леса», мяч.
Ход занятия:
- Орг. момент
Дети входят в игровую зону, на ковре лежат листья.
Л.:-Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями. У нас сегодня необычное занятие, мы с вами будем путешествовать!
Л.:-Давайте мы с вами вдохнем носиком хорошее настроение, а ротиком выдохнем плохое настроение (элементы дыхательной гимнастики)
А теперь давайте я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне, а потом мы улыбнемся друг другу (элементы артикуляционной гимнастики).
Загадка:- Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек. Я … (осень)
Л.:- Отгадайте, в какое время года мы отправимся?
Л.: -Правильно, мы отправляемся в Осень.
Звучит музыка осеннего леса. Дети идут по кругу вокруг листьев на полу.
Л.:-Ребята, посмотрите вокруг, что вы видите?
(ответы детей).
Л.:-Какого цвета листья?
(ответы детей).
Л.:-Как сказать про листья разного цвета?
(ответы детей).
Л.:-Да, листья разных цветов, они разноцветные.
Л.:-Какие у нас листья?
(ответы детей).
Л.:- Назовите, какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь). – Давайте мы с вами их закрепим ( элементы пальчиковой гимнастики) : сентябрь-по наружной части ладони левой руки ударяем ребром ладони правой руки; октябрь-по наружной части ладони левой руки ударяем кулаком правой руки; ноябрь-хлопаем двумя ладонями.
- Введение в тему
Л.:-А сейчас внимательно послушайте стихотворение.
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад,
Желтые, красные листья,
По ветру вьются, летят.
Л.:-О каком времени года это стихотворение?
Ответы детей ( об осени).
Л.-: - Ребята, назовите, какие осенние признаки вы знаете?
Ответы детей (Небо покрыто тучами. Солнышко все реже выглядывает из-за туч. Дует злой северный ветер. Часто идет холодный дождь. Листья на деревьях желтеют, краснеют, опадают. Листья покрывают землю разноцветным ковром. Птицы улетают в теплые края. Люди собирают урожай. В лесу появились грибы и ягоды).
- Игра «Подбери действие».
Л.: - Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге в детский сад, и он мне подарил волшебный мяч.
Мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать.
Л.: - Ребята, давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам осенний лист.
Л.:-Листья осенью (что делают?)
Ответы детей: -Листья осенью желтеют, опадают и т.д.
Л.:-Дождь осенью?
Ответы детей: -Дождь осенью моросит, идет и т.д.
Л.:-Урожай осенью?
Ответы детей: -Урожай осенью убирают.
Л.:-Птицы осенью?
Ответы детей: -Птицы осенью улетают.
Л.:-Деревья осенью?
Ответы детей: -Деревья осенью роняют листья.
Л.:-Звери осенью?
Ответы детей: -Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.
- Физкультминутка
Листья осенние тихо кружатся
(дети кружатся на носочках)
Листья нам под ноги тихо ложатся
(дети приседают)
И под ногами шуршат, шелестят
(волнообразные движения руками вниз)
Будто опять закружиться хотят
(поднимаются на носочки, кружатся).
- Образование притяжательных прилагательных. Игра «С чьей ветки детки».
Л.:-Лист с березы? Ответы детей: – березовый,
-Лист с рябины? Ответы детей: – рябиновый,
-Лист с дуба? – дубовый.
-Лист с осины ? – осиновый .
(дети подбирают картинки с листьями к нужному дереву на картинке).
- Игра на внимание.
Логопед показывает детям ряд листьев, дети их называют. Логопед просит детей закрыть глаза, убирает одну картинку, дети должны догадаться, какой картинки не стало.
- Развитие пространственных представлений. Выкладывание узора из осенних листьев на коврике.
(Логопед предлагает детям выложить узор из осенних листьев на листе бумаги так, как было на доске).
— Какой лист в середине?
— Какой лист слева?
— Какой лист справа?
(ответы детей). - Пересказ рассказа по картинкам.
Л.: - Послушайте рассказ и постарайтесь его пересказать по картинкам. «Осень» Наступила осень. Солнце греет слабо. Дует сильный ветер. По небу плывут серые тучи. Часто идет холодный дождь. Ветер срывает с деревьев жёлтые листья. Листья покрывают землю разноцветным ковром. Птицы улетают на юг.
(Пересказ рассказа детьми)
- Релаксационная минутка.
Л.:-А теперь давайте отдохнем. Ложитесь на желтую, осеннюю полянку, закрывайте глазки, расслабьтесь.
Дети лежат на полянке, логопед читает стихотворение:
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло,
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет.
Озимь на полях.
Туча небо кроет.
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Воды зашумели
Быстрого ручья,
Птички улетели,
В теплые края.
Звучит спокойная музыка.
- Итог занятия
Л.: - Занятие подошло к концу, скажите, о каком времени года мы говорили на занятии? Что бывает только осенью?
Л.:-Спасибо всем за то, что вы так хорошо справились с заданиями, все были умницами. Давайте себе за это похлопаем ( дети хлопают в ладони).