Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 32 "Теремок"

Нижегородская область, г. Кулебаки ул. Урицкого, д. 17, д. 22

8(831)76-5-41-22

ds32-teremok@rambler.ru

Персонифицированный QR-код для оценки качества условий осуществления образовательной деятельности обучающимися и их родителями

МБДОУ д/с № 32 "Теремок"

Адрес: 607010, Нижегородская область, г.Кулебаки, ул.Урицкого, д.17, д.22
Телефон: 8(831)76-5-41-22 Эл. почта: ds32-teremok@rambler.ru

Перечень подвижных игр, упражнений для развития основных физических качеств, физкультминуток, пальчиковых гимнастик в домашних условиях для детей раннего возраста

 

Комплексы упражнений для детей
от 1 до 3 лет
Представленны комплексы не только для развития разных групп мышц, а так же упражнения дыхательные, для совершенствования ходьбы, для развития чувства равновесия.
Комплекс №1
I. Упражнения для совершенствования ходьбы
Взрослый стоит на полу, а малыш держится за какой-нибудь предмет, мебель. Надо поманить ребенка яркой игрушкой, то приближая ее, то отдаляя. Если малыш уже научился ходить, то можно менять направление ходьбы ребенка - отходя с игрушкой то в одну, то в другую строну. Повторить 2-4 раза.
  1. Ходьба по "узкой дорожке". Для этого упражнения нужно на полу обозначить мелом или палочками, веревочками и т.п. дорожку, шириной 30 (в дальнейшем эту дорожку надо будет постепенно сужать до 20-10 см, при этом ориентируясь на возможности ребенка). Затем надо предложить малышу пройти по этой дорожке самостоятельно. При выполнении этого упражнения необходимо следить за тем, чтобы ребенок правильно ставил стопы при ходьбе - линия опоры должна проходить через пятку и второй палец, а внутренний край стопы должен быть слегка приподнят.
  2. Ходьба по наклонной плоскости (с поддержкой). Нужно укрепить гимнастическую скамейку или доску, приподняв один конец на высоту 20-25 см. Затем надо предложите ребенку пройти по скамейке вверх, затем повернуться и спуститься вниз. При этом малышу нужно помогать, поддерживая его за руку.
  3. Ходьба боком. Нужно научить малыша ходить боком мелкими приставными шажками по дорожке, доске, или гимнастической скамейке. Он должен научиться ходить боком одинаково хорошо, и в правую, и в левую сторону.
  4. Ходьба и бег в различном темпе. Надо предложить малышу поиграть в догонялки. Сначала ловить друг друга быстрым шагом, затем перейти на бег. Можно при этом петь какие-нибудь детские веселые песенки. Дети обычно с удовольствием перенимают игру - ходят и бегают в соответствии со словами и ритмами припевок.
  5. Перешагивание препятствий. Нужно научить малыша ходить, высоко поднимая ноги, для этого:
- Надо предложить ребенку перешагнуть через какой-нибудь невысокий предмет (10-15 см.), если малыш справляется с заданием, то можно разместить на полу несколько препятствий.
II. Упражнения для развития чувства равновесия
  1. Раскачиваемся. Для выполнения этого упражнения нужно посадить малыша на игрушечную лошадь–качалку или на качели. Затем, подстраховывая его – раскачивать. При этом можно приговаривать какую-нибудь детскую потешку. Во время такой веселой игры малыш будет учиться удерживать равновесие, и это значительно поможет ему в закреплении навыков ходьбы. На улице можно качать малыша на качелях и каруселях.
  2. Мяч с горки. Это упражнение следует выполнять во время прогулки. Надо чтобы ребенок поднялся на невысокую горку, повернулся, затем скатил мяч вниз и побежал за ним.
  3. Залезание на предмет (ящик, диван). Сначала надо предложить малышу залезть на ящик высотой 10-15 см, а затем на диван высотой 40 см. Для этого можно предложить ему найти его любимую игрушку. Надо спрятать игрушку, к примеру, за спинкой дивана так, чтобы она немного выглядывала из-под спинки. Затем спросить малыша, где его игрушка. Увидев ее, малыш будет стараться залезть на диван, чтобы добраться до своей цели. Если диван слишком высок для ребенка, то можно подставить ему под ноги подушечку или какой-нибудь другой вспомогательный предмет.
III. Упражнения в лазанье
Кстати, предыдущее упражнение (№3) прекрасно подходит и как упражнение в лазанье.
Если ребенок уже научился залезать на диваны и кресла, то пора установить дома небольшую шведскую стенку или лесенку. Надо приучать малыша залазить на нее хотя бы на несколько ступенек, а затем и слазить. Также полезно учить малыша залезать на наклонную лесенку-доску. Помните, что детям до трех лет спрыгивать даже с небольшой высоты нельзя, потому что свод стопы еще слабый и его не нужно перегружать.
  1. Пролезь в окошко. Взрослый держит в руках обруч, через который ребенку видна игрушка, привлекающая его внимание. Малыш должен пролезть через обруч и выпрямиться. Затем надо положить игрушку повыше, таким образом, чтобы ребенку пришлось тянуться за ней.
  2. Перелазание через скамейку. Надо научить ребенка правильно пролезать через препятствие (скамейку). Малыш должен встать боком к скамейке, опереться об нее руками и перелезть. Нужно повторить это упражнение несколько раз в обе стороны.
IV. Упражнения в ползании
Если ребенок не ползал на четвереньках на первом году жизни, то еще не поздно, чтобы он научился этому. Ведь благодаря ползанию прекрасно укрепляются мышцы всего туловища, рук, ног, а также развивается координация движений.
  1. Собачка, бычок, козлик. Вместе с ребенком надо встать на четвереньки и ползать, подражая собаке. Затем - подражая бычку - ползать, поворачивая голову направо и налево (как-будто бычок бодается). Далее - как козлик - передвигаться мелкими шажками.
  2. Ползание по скамейке. Ребенок должен походить на четвереньках по скамейке, при этом сохраняя равновесие. Взрослый все время должен быть рядом и подстраховывать малыша.
  3. Проползание под препятствием (палкой или доской, низким столиком). Нужно установить препятствие на высоте 30-50 см. После проползания под этим препятствием малыш должен встать и достать игрушку, положенную, например, на стол.
 
Комплекс №2
  1. Ходим по дорожке (развивает походку и равновесие). На пол кладется полоса плотной бумаги или ткани, или две веревки (параллельно, на расстоянии 25 см друг от друга). Ребенок должен несколько раз пройти по этой «дорожке», сохраняя равновесие и не выходя за ее пределы. При этом можно организовать игру, поместив на другом конце дорожки игрушку, до которой ребенок должен дойти и принести взрослому.
  2. Переступаем через препятствие (развивает правильную походку и мышцы ног). На пол кладется палочка или маленькая игрушка, чрез которую малыш должен несколько раз переступить. А можно поиграть так: при словах «идут наши ножки по ровной дорожке» ребенок идет нормально, а при словах «а теперь идут по камешкам» ребенок должен перешагивать, поднимая колени высоко.
  3. Собираем кубики (развивает мускулатуру ног). На полу разбросать 6-8 кубиков и поставить емкость (корзинку, пластиковый таз или ведро). Ребенку дается задание собрать все кубики – наклоняясь за каждым или приседая.
  4. Ходим на четвереньках (как кот, собачка или любое другое животное). Это упражнение хорошо развивает все мышцы и координацию движений ребенка.
  5. Летаем как птичка (развивает мускулы плечевого пояса). Ребенок стоит с опущенными руками и по сигналу «птичка полетела» поднимает руки в стороны и делает маховые движения прямыми руками, передвигаясь по комнате.
  6. Растет цветочек (развивает мускулы плечевого пояса, ног и спины). Ребенок должен присесть на корточки и после слов взрослого «дождик идет, цветочек растет» встает с корточек, выпрямляет спину, поднимает руки вверх и встает на цыпочки.
  7. Ветер дует, дерево качается (развивает мышцы рук и туловища). Ребенок стоит с опущенными руками и по сигналу «ветер дует, дерево качается» поднимает руки вверх и выполняет наклоны туловища вправо-влево.
  8. Плывем как рыбка (развивает пресс, мышцы спины и шеи). Ребенок должен лечь на живот с согнутыми под грудью руками. По команде взрослого ребенок должен прогнуть спину и, выпрямив руки вперед, приподнять поднять голову и грудь.
  9. Катись-катись мячик (развивает мышцы туловища). Ребенок должен ходить и перекатывать по полу большой мяч, наклоняясь вперед и толкая его руками.
Комплекс №3
  1. Привет, солнышко!. Ребенок стоит прямо, плечи расправлены, руки находятся вдоль тела. Ручки поднимаются на вдохе вверх «тянемся к солнышку», на выдохе ручки опускаются, и становимся в исходное положение. Повторять три-пять раз.
  2. Обними себя!. Кроха прямо стоит, а руки находятся перед собой. Руки разводятся на вдохе в сторону, на выдохе - обеими ручками себя обнимаем за плечи. Повторять столько же.
  3. Основное сочетание гимнастики – Мы шагаем. Свободное хождение ребенка по комнате с размахиванием рук по сторонам (размах максимальный).
  4. Прилетели птички. Выполняем приседания, опираясь на колени руками. Пальчиками стучим по коленкам около пяти раз и поднимаемся. Выполнить несколько раз.
  5. Ловим мух. Положение тела прямое, поочередно поднимаем руки над головой, а затем перед грудью делаем хлопки.
  6. Кошечка тянется. Кладем ребенка на животик, и, опираясь на ручки, на вдохе стараемся поднять верхнюю часть туловища. Затем возвращаемся в исходное положение.
  7. Наматываем ниточку. Выполнение круговых движений руками перед грудью.
  8. Крутим педали. Ложимся с ребенком на спину, поднимаем ноги и выполняем круговые движения ногами вперед/назад (будто едим на велосипеде).
  9. Поскакали зайчики. Передвижение по комнате на двух ногах прыжками. Продолжительность упражнения примерно сорок секунд.
  10. Ходит цапля по болоту. Ходьба с высоко поднятыми коленями (поднимать рекомендуется как можно выше).
Комплекс №4
Дыхательные упражнения
  1. Часики. Исходное положение стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить 10-12 раз.
  2. Трубач. Исходное положение сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленный выдох с громким произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторить 4-5 раз.
  3. Петушок. Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопнуть ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку».
  4. Паровозик. Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Продолжительность 20 - 30 секунд.
  5. Вырасти большой. Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки - вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню - выдох. Произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.
  6. Гуси летят. Медленная ходьба по комнате. На вдох - руки поднимать в стороны, на выдох - опускать вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у». Продолжительность - одна - две минуты.
  7. Бросим мячик. Исходное положение стоя, руки с мячом подняты вверх. Бросить мяч от груди вперед, при выдохе длительное «у-х-х-х». Повторить 5-6 раз.

 

 

 

Весёлая гимнастика для детей от 1 до 3 лет.

Подвижные игры для детей 1 —3 лет

Картотека физкультминуток

Наверх
Мы используем cookies. Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с этим. Нажмите на кнопку «Согласен», и уведомление исчезнет.