Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 32 "Теремок"

Нижегородская область, г. Кулебаки ул. Урицкого, д. 17, д. 22

8(831)76-5-41-22

ds32-teremok@rambler.ru

Персонифицированный QR-код для оценки качества условий осуществления образовательной деятельности обучающимися и их родителями

МБДОУ д/с № 32 "Теремок"

Адрес: 607010, Нижегородская область, г.Кулебаки, ул.Урицкого, д.17, д.22
Телефон: 8(831)76-5-41-22 Эл. почта: ds32-teremok@rambler.ru

Консультация для    родителей «Развиваем   познавательные способности»
Маленькие дети хотят все знать. Их многочисленные вопросы к взрослым – лучшее проявление этой особенности. Правда, отмечается, что сегодняшние дети стали задавать меньше вопросов, чем дети, к примеру, 70 годов. Вероятно, это можно объяснить, с одной стороны, большим потоком информации, которую могут получить дошкольники это телевидение, компьютер, возможность путешествовать с родителями, разнообразие игрушек, книг. С другой стороны, к сожалению, тем, что многие молодые родители в силу собственной занятости стали меньше заниматься с детьми, не всегда отвечают на их вопросы и тем самым не побуждают малышей спрашивать о непонятном.
Сын к отцу пришел с вопросом
Сын: Папа! Папа! Вот смешно!
Почему, сажи мне, просом
Называется зерно?
Почему сосед новатор?
Что такое экскаватор?
Почему шагает он?
Как без спичек жили раньше?
Почему бывает дым?
Отец: Да отстань же ты, отстань же
С почемучканьем своим.
И, вздохнув, побрел сынишка
От отцовского стола.
Почему? Когда же? Где же?
Всякий раз ответ один.
Постепенно стал все реже
Беспокоить папу сын.
Но однажды в час вечерний
У почтенного отца
От волненья, огорченья
Изменился цвет лица.
Отец: Вызов в школу? Почему? Что такое?
В чем причина? Совершенно не пойму!
Чтобы избежать такой ситуации взрослые должны с большим вниманием и заботой взрастить нежные хрупкие ростки любознательности, а не варварски растоптать их своими же ногами.
Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Открытия у него каждый день: то он впервые наблюдает, как его снеговик превращается в лужу; оказывается с тканевой салфетки пятна можно отстирать, а бумажная расползается в воде; камень, брошенный в воду, тонет, а дерево плавает на поверхности.
Насколько богат и разнообразен будет мир окружающий вашего ребенка напрямую, зависит от вас. От того как вы будете удовлетворять любознательность вашего ребенка.
Интересно, каково же значение слова «любознательность»? В «Толковом словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова дается следующее определение. «Любознательный» - склонный к приобретению новых знаний, пытливый…
Будет ли школьная жизнь радостной для ребенка или, наоборот, омрачится неудачами, во многом зависит от нас взрослых. Я думаю, что вы согласитесь с тем, что познавательный интерес и познавательная активность у ребенка должны сформироваться в дошкольные годы.
Познавательная активность дошкольников – это активность, проявляемая в процессе познания. Она проявляется в заинтересованном принятии детьми информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале.
1. Начните со сравнение по контрасту и подобию, сходству. Ребята могут сравнивать человека и животное (чем похожи, чем отличаются, искусство, быт, игры, пищу разных народов мира, поступки проявления чувств и т. п. Во всех случаях сравнение помогает образованию конкретных, ярких представлений. Более эффективным и осознанным становится процесс формирования оценочного отношения к себе и к окружающим, к событиям и явления социального мира. Как доказывают психологи, сравнение по контрасту дается детям легче, чем сравнение по подобию. Ребенок быстро находит ответ на вопрос: «Чем отличается слон от волка? », но ему гораздо сложнее отыскать между ними сходство.
2. Освоенный детьми прием сравнения помогает им выполнять задания на группировку и классификацию. Для того, чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, необходимо умение анализировать, обобщать, выделять существенные признаки – все это способствует осознанному усвоению материала и интересу к нему.
Начинать следует с простых заданий: «Разложи картинки на две группы – в одну отбери все, что нужно для работы повару, а в другую - врачу». С таким заданием легко справляются дети 4-5 лет.
3. Проявление самостоятельности, элементов творчества, выдумки способствуют такие виды деятельности, как моделирование и конструирование.
Моделирование совершенно необходимо при ознакомлении детей с социальным миром. Ребят можно научить составлять план-карту. Это может быть план-карта улицы, дороги в детский сад, своей детской комнаты. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту. Тут полезны задания типа «Составим маршрут предстоящей прогулки». В моделировании и конструировании можно использовать мелкий строительный материал, поделки из бумаги, игрушки и предметы-заместители. Метод моделирования и конструирования развивает мышление, воображение и готовит ребенка к восприятию карты мира.
4. В повседневной жизни дети задают взрослым массу вопросов. Эти вопросы различны по тематике, глубине, мотивам, по ним можно судить о направленности интересов ребенка.
Уважаемые взрослые!
• Относитесь к вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них.
• Внимательно вслушивайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка в данном предмете, явлении, о котором он спрашивает.
• Давайте краткие и доступные пониманию дошкольника ответы, избегайте сложных слов, книжных оборотов речи.
• Ответ должен обогатить ребенка новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям и наблюдениям.
• Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, отвечая на его вопросы встречным: «А как ты думаешь? »
• В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдение за окружающей жизнью, перечитать книгу, рассмотреть вместе с вами иллюстрированный материал.
• Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства. Воспитайте в нем чуткость, тактичность к окружающим людям.
• Если ответ на вопрос не доступен пониманию ребенка, не бойтесь ему сказать: «Пока ты еще мал. Пойдешь в школу, научишься читать, узнаешь многое и сможешь сам ответить на свой вопрос».
Если взрослый научится правильно формулировать свои вопросы, то ему станет понятнее, как научить детей задавать вопросы взрослому.
5. Стимулировать детскую любознательность можно прямым предложением: «Ты хочешь еще что-нибудь узнать о подводных обитателях? Тогда спрашивай, а я постараюсь тебе ответить».
6. Приучение к самостоятельному поиску ответов на свои вопросы совершено необходимо, особенно будущим школьникам, но здесь от взрослого требуется такт и чувство меры, чтобы не погасить желание детей задавать вопросы взрослому.
Важнейшим принципом, без применения которого нельзя говорить о прочности усвоения знаний и воспитания чувств является повторение.
7. Хорошие результаты приносят методы экспериментирования и постановка опытов. Ценность этих приемов заключается в том, что они дают возможность ребенку самому найти решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Исследовать, открыть, изучить – значить сделать шаг в неизведанное, возможность для детей думать, пробовать экспериментировать. Прямо как в китайской пословице: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
В дошкольном возрасте исследование является одним из важнейших способов познания мира.
В современном образовании акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, осваивать современные информационные технологии, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилях группах, быть открытым для новых контактов. Раскрытие этих свойств личности ребенка в полной мере происходит при осуществлении исследовательской и проектной деятельности.
Дошкольнику для решения исследовательских задач необходимы навыки и умения логического и творческого мышления. В результате исследовательской деятельности он должен научиться:
- видеть проблему;
- задавать вопросы;
- давать определения понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- высказывать суждения.
Познавательно-исследовательская деятельность способствует развитию творческих способностей дошкольников, точнее одной очень важной их составляющей – способности к преобразованию
Мир физических явлений, окружающих ребенка, дает огромные возможности для систематического развития способностей к преобразованию как компоненту общих умственных способностей.
Родителям вполне под силу не «ударить в грязь» перед своими почемучками, ведь интересы ваших детей это ваши интересы. А для этого нужно совсем немного:
• Изготовить интересную игру.
• Научить играть в шахматы и шашки.
• Показать фокусы.
• Рассказать о своей профессии.
• Организовать экскурсию к себе на работу, в парк.
• Организовать культпоход в театр, цирк, кино.
• Научиться изготавливать совместные поделки из природного материала, бумаги и т. д.
• Провести час вопросов и ответов на заданную тему (предварительно подготовившись) .
• Провести семейный конкурс знатоков: «Что? Где? Когда? »
• Провести вечер загадок и отгадок.
• Организовать час сказки.
• Организовать игру «Поле чудес»
• Показать познавательный мультфильм.
А если проявить фантазию можно придумать много чего интересного…
Памятка для родителей по развитию речи детей для 2 младшей группы.
1. Общее правило – чем больше Вы разговариваете с ребёнком, тем большему он научится.
2. Продолжайте и дополняйте сказанное ребёнком – делайте его предложения распространенными.
3. Никогда не поправляйте речь ребёнка. Просто повторите ту же фразу правильно.
4. Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.
5. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа.
6. Не перебивайте ребёнка, не отворачивайтесь пока малыш, не закончит рассказывать – другими словами, не дайте заподозрить, что Вас мало интересует то, о чём он говорит.
7. Давайте ребёнку перебирать крупы, играть с пуговицами, мелкими игрушками – это развивает пальцы рук,  следовательно, и речь.
8. Обращайте внимание детей на звуки и шумы с улицы, из другой комнаты, из кухни. Это развивает фонематический (речевой) слух.
9. Ограничивайте время просмотра телевизора. Лучше смотрите телевизор вместе с ребёнком и обсуждайте с ним его впечатления от увиденного.
10. Читайте с ребёнком художественную литературу – это приучает ребёнка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном.
11. Не критикуйте ребёнка даже с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии посторонних.
12. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми.
13. Играйте с ребёнком в разные игры.
 
Беседа с родителями по физическому развитию 2 младшей группы.
Физическое воспитание в семье направлено на разностороннее физическое развитие детей, повышение уровня их здоровья, на оказание содействия школе в решении задач физического воспитания. Индивидуальные занятия физическими упражнениями учеников имеют наибольшую эффективность, так как по содержанию и дозировке они более приемлемы для учащихся по сравнению с уроком физической культуры, на котором учитель принимает во внимание усредненные , порой не очень объективные показатели школьников.
 Здоровье детей наполовину регулируется режимом жизни в семье и усилиями в воспитании школьника. В связи с этим родители должны всячески поощрять семейную физическую культуру, показывать пример своим детям  в ежедневных занятиях физическими упражнениями. При этом важно, чтобы физическое воспитание в семье способствовало организации досуга учеников как после занятий в школе, так и в свободное время детей в выходные и праздничные дни, в период каникул и их летнего отдыха.
 На родителей обществом возложена ответственность за состояние здоровья и физическое развитие ребенка. Осуществляя физическое воспитание в семье, родителям необходимо наладить связь с классным руководителем, учителем физической культуры, врачом школы и правильно ( в зависимости от возраста ребенка) организовать его режим дня, продолжительность сна и бодрствования. Учеба в школе и активный отдых до и после приготовления уроков, сознательное выполнение школьником гигиенических норм, воспитание правильной осанки и профилактика плоскостопия являются насущной заботой родителей учеников.
Семью  укрепляют  общие  дела  и  заботы,  будни,  наполненные  полезным содержанием, совместный  досуг  и  отдых,  поэтому  воспитатели  расценивают организацию  совместного  досуга  не  только  важное   средство   воспитания ребенка, но и как средство укрепления здоровья семьи. Физическое  воспитание имеет большое значение для семьи.
   Понятие «Физическое воспитание» - о чем говорит уже сам термин, входит  в общее понятие «воспитание» в широком смысле. Это означает, что, так  же  как и воспитание представляет собой процесс решения  определенных  воспитательно –   образовательных   задач,   характеризуются   всеми   общими   признаками педагогического процесса.
   Отличительные  особенности  физического  воспитания  определяются  прежде всего тем,  что  этот  процесс  направленный  на  формирование  двигательных навыков и развитие физических качеств, укрепление здоровья.
   Семья во многом определяет отношение детей к физическим  упражнениям,  их интерес к  спорту,  активность  и  инициативу.  Этому  способствуют  близкое эмоциональное общение детей  и  взрослых  в  разных  ситуациях,  естественно возникающая их совместная деятельность (обсуждения успехов спортивной  жизни страны,  переживания  при  просмотре   телевизионных   спортивных   передач, иллюстраций в книгах на спортивные темы и др.).
   Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному  поведению  отца, матери, укладу жизни семьи.
   Личный  пример  родителей,  совместные  физкультурные  занятия,  здоровый образ жизни – главные составляющие успеха физического воспитания в семье.  Здоровый образ жизни  –  это  способ  жизнедеятельности  сохранения  и укрепления здоровья людей.
 Воспитать ребенка здоровым – это значит с самого раннего детства  научить его вести  здоровый  образ  жизни.  Его  основные  компоненты:  рациональный режим;  систематические  физкультурные  занятия;  использование  эффективной системы  закаливания;  правильное  питание;  благоприятная   психологическая обстановка в семье.
 
Консультация по социально-коммуникативному развитию во  2 младшей группе.
Не маловажную роль в социально-коммуникативной компетентности ребенка играет художественная литература.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.
Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.
Значительное число произведений художественной литературы содержит описание взаимоотношений героев, образов, которые можно использовать в целях формирования начал нравственного сознания у детей. Многочисленные факты общения, взаимоотношений взрослых и детей, сказочных персонажей позволяют создавать содержательную, этически значимую основу не только для накопления дошкольниками ярких представлений, переживания их, но и для освоения социально одобряемых, гуманных способов поведения.
Дети дошкольного возраста особенно подвержены влиянию художественных образов, их гибкая психика впитывает всю информацию, содержащуюся в книге, перерабатывая ее в соответствии и небольшим жизненным опытом и потребностями развивающейся личности.
Такие особенности жизни и психики детей – дошкольников обусловливают наивное, непосредственное отношение к художественной литературе и стремление немедленно проявить возникшие у них при слушании сказок и рассказов чувства в действиях. В связи с этим, воспитатель должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей важных социальных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей.
Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности.
Дети стремятся восхитившие их поступки героя воспроизводить в своей жизни и избегать поступков персонажей им не понравившихся. При этом, поскольку они еще мало способны к обобщению, они могут воспроизводить в своей жизни поступки героев только в том случае, когда в их жизни имеется такая же ситуация и можно повторить поступок героя в той же самой форме. Если же такой подходящей ситуации в их жизни нет, и прямо поступок героев не может быть ими воспроизведен, тогда они стремятся осуществить его в игре.
Однако воспитательное воздействие литературы на них этим не ограничивается. Она является для них в то же время школой чувств и познания действительности и формирует у них представление об идеальных поступках людей.
Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства – способность проявить участие, доброту, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.
Важную роль в формировании дружеских отношений у детей играет художественная литература, а именно - народная сказка. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.
Сказка – любимый литературный жанр детей всех возрастов. Это объясняется тем, что сказка доступна пониманию и построена таким образом, чтобы ребенок постепенно развивался вместе с ней, обучался простым понятиям добра и зла, дружбы и вражды, любви и ненависти. С помощью сказки развивается эмоциональная сфера ребенка, который переживает за судьбу главного героя. И вряд ли найдется ребенок не согласный с тем, что в сказке добро всегда побеждает зло. Сказка ценна хотя бы за то, что формирует эти базовые понятия, основу структуры личности. Ребенок всегда проецирует на себя образ главного героя любимой сказки и, находясь под этим влиянием, строит свою самооценку, в зависимости от того, каким он видит себя через этот образ. Этим во многом можно объяснить завышенную самооценку дошкольников, которые не видят себя самыми хорошими, как и их любимые герои, не умея в силу возрастных особенностей видеть их недостатки.
Сказка для ребенка не просто вымысел, фантазия – это особая реальность. Сказка учит не отвечать злом на зло, не быть равнодушным к чужому горю, активно противостоять любым проявлениям несправедливости (пусть и в сказочных формах), воспитывать в себе честность, искренность, гуманизм – главные общечеловеческие ценности.
Меняются времена, эпохи, люди, но вечным остается стремление человека к добру, любви, дружбе. Я считаю, что именно младший дошкольный возраст – фундамент для нравственного развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Думаю, что именно в этом возрасте надо стараться сохранить человеческое в наших детях, постараться заложить нравственные основы, которые сделают детей более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить ребят правилам общения и умению жить среди людей.
Уверена, что приобщение детей к народной культуре, фольклору – является средством формирования у них дружеских чувств и  развитие доброжелательности.
В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем возрасте. Уже к двум годам сказки становятся интересны детям. Если ребёнок живёт в любящей и заботящейся о нём семье, то его готовят к этому с младенчества. Сначала — колыбельными, затем — пестушками, стихами и прибаутками. Слушая их, кроха, словно по ступенькам, приходит к сказке. Именно с детской сказки начинается его знакомство с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом, а также с миром культуры, литературы. Почему именно сказка? Разве не логичней показывать детям мир таким, каков он есть, рассказывая им реальные, поучительные истории «из жизни»? Удивительно, но сказка является таким, же необходимым этапом психического развития ребёнка, как, скажем, игра. А запретить своему чаду играть не сможет ни один любящий родитель.
Рассказ (стихотворения) – это уже более реалистичный жанр, основанный на реальных событиях или возможности этих событий. Поэтому не удивительно, что свое место в интересах детей рассказ начинает занимать ближе к школьному возрасту, с 6 – 7 лет. Все больше ребенка начинают волновать реальные, а не вымышленные истории, подтверждение которых он нередко пытается найти в своей жизни. Поэтому часто детей интересуют рассказы о своих сверстниках.
И снова тут можно сказать, что ребенок пытается проецировать на себя поступки и действия героев книги, только теперь они более реальны, хотя все же не отказываются от помощи волшебства, как было в сказке. Они уже пытаются сопоставлять свои возможности и желания, оценивать недостатки и искать пути их исправления. И здесь им помогает книга, как транслятор культуры и опыта автора.
К концу дошкольного возраста ребенок - представляет собой в известном смысле личность.
- осознает свою половую принадлежность, находит себе место в пространстве и времени.
- ориентируется в семейно-родственных отношениях и умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками:
- имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях.
- развита рефлексия.
В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства «Я должен» над мотивом «Я хочу».
Воспитанные на лучших литературных образцах в духе гуманности дети и в своих рассказах и сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых и наказывая злых.
 
Памятка по художественно-эстетическому развитию во 2 младшей группе.
 1.Постарайтесь смотреть на мир глазами своего ребенка.
2. По дороге в детский сад полюбуйтесь рассветом, рассмотрите, в какие цвета окрашено утреннее небо, как блестят капельки росы на траве. Подберите образное описание увиденного или вспомните строки из любимых стихов.
3. Побуждайте ребенка к изображению увиденного явления на листе бумаги, используя различные материалы.
4. Обязательно оборудуйте место для творчества Вашего ребенка: пусть в нем удобно разместятся различные материалы для рисования (кисти, краски, цветные и простой карандаши, цветные мелки, фломастеры, трафареты и др.), для лепки (пластилин, глина, соленое тесто), для аппликации (наборы цветной бумаги, лоскутки, кусочки меха, кожи и многое другое).
5. Обязательно рассматривайте с ребенком художественные альбомы, наборы открыток с изображением произведений искусства и изделий художественных промыслов. Лучше это делать под тихое звучание классической музыки.
6. Желательно, что бы в интерьере Вашего дома находили место произведения изобразительного искусства и изделия народных умельцев, до которых ребенок  обязательно должен дотрагиваться, чувствовать тепло души мастера, заряжаться его творческой энергетикой.
7. Учите детей понимать реальный мир и при этом не забывайте создавать фантазийные образы придуманного ребенком мира.
Желаем Вам с ребенком совместного творческого соприкосновения с прекрасным!
Наверх
Мы используем cookies. Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с этим. Нажмите на кнопку «Согласен», и уведомление исчезнет.