Что должен знать и уметь ребенок к концу старшей группыСтарший возраст (5-6 лет).1. Физическое воспитание.К концу года дети могут:- ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп.- лазать по гимнастической стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа.- прыгать на мягкое покрытие (высота 20 см), прыгать в обозначенное место с высоты 30 см, прыгать в длину с места (не менее 80 см), с разбега (не менее 100 см); в высоту с разбега (не менее 40 см); прыгать через короткую и длинную скакалку.- метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-9 метров, в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3-4 метра, сочетать замах с броском, бросать мяч вверх, о землю и ловить его одной рукой, отбивать мяч на месте не менее 10 раз, в ходьбе (расстояние 6 м), владеть школой мяча.- выполнять упражнения на статическое и динамическое равновесие.- перестраиваться в колонну по трое, четверо; равняться и размыкаться в колонне, шеренге; выполнять повороты направо, налево, кругом.- знать исходные положения, последовательность выполнения общеразвивающих упражнений, понимать их оздоровительное значение.- скользить по ледяным дорожкам, выполняя задание.- ходить на лыжах скользящим шагом на расстояние около 2 км; ухаживать за лыжами.- кататься на самокате.- участвовать в упражнениях с элементами спортивных игр.- продолжать развивать творчество в двигательной деятельности, формировать умение варьировать упражнения и игры, придумывать и выполнять имитационные и неимитационные упражнения, демонстрируя красоту, грациозность, выразительность, пластичность движений.2. Природное окружение. Экологическое воспитание.К концу года дети могут:- различать и называть виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту, и предметы, создающие комфорт.- определять размер, цвет, форму и другие признаки предметов; на основе этого описывать предмет.- знать, что предметы имеют свою историю, у них есть прошлое и настоящее.- классифицировать предметы, определять материалы, из которых они сделаны. Самостоятельно характеризовать свойства и качества этих материалов: структура поверхности, твёрдость-мягкость, хрупкость-прочность, блеск, звонкость, температура поверхности.- знать, что любая вещь создана трудом многих людей. В каждую вещь человек вложил свои умения, творчество, аккуратность и т.д.- проявлять интерес к истории предмета.- называть профессии строителей, земледельцев, работников транспорта, связи, швейной промышленности.- раскрывать личностные и деловые качества человека труда.- знать и называть своих родственников, домашний адрес.- различать некоторые рода войск.- знать некоторые правила дорожного движения: улицу переходят в специальных местах, через дорогу переходить можно только на зелёный сигнал светофора.- знать название родного города (села), страны, её главного города.-анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе.- знать несколько видов травянистых растений, иметь представления о способах вегетативного размножения растений.- знать и называть диких и домашних животных, некоторых птиц, насекомых, земноводных.- делать выводы о том, как человек может беречь природу.- иметь представление о переходе веществ из твёрдого состояния в жидкое и наоборот.- уметь применять полученные знания на практике.- знать, что нужно делать для того, чтобы поддерживать своё здоровье и здоровье окружающих людей.3. Развитие речи.К концу года дети могут:- объяснять правила игры; аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника.- употреблять сложные предложения разных видов; при пересказе пользоваться прямой и косвенной речью.- самостоятельно составлять по образцу рассказы о событиях из личного опыта, по сюжетной картинке, по набору картинок; сочинять концовки к сказкам; последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения.- определять место звука в слове.- подбирать к существительному несколько прилагательных; заменять слово другим словом со исходным значением.- употреблять слова, относящиеся к миру человеческих взаимоотношений.4. Формирование элементарных математических представлений.Концу года дети могут:- выделять составные части группы предметов, их признаки различия и сходства, сравнивать части на основе счёта предметов и составления пар; понимать, что целая группа предметов больше каждой своей части ((часть меньше целого).- считать (отсчитывать) в пределах 10.- правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными (в пределах10), отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счёту?».- сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 (опираясь на наглядность), устанавливать, какое число больше (меньше) другого; уравнивать неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы).-сравнивать предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине); с помощью наложения, приложения на глаз.- размещать предметы различной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины; понимать относительность признака величины предметов.- определять своё местонахождение среди предметов и людей, а также положение предмета по отношению к другому.- знать некоторые характерные особенности геометрических фигур (количество углов, сторон; равенство, неравенство сторон).- различать форму предметов: круглую, треугольную, четырёхугольную.- знать, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки; последовательность частей суток.- называть текущий день недели.5. Художественная литература.К концу года дети могут:- определять жанр произведения; называть любимые сказки и рассказы.- проявлять интерес к объёмным произведениям, которые читаются по главам.- драматизировать небольшие произведения, читать по ролям стихотворения.- вспомнить 2-3 программных стихотворения (при необходимости следует напомнить ребёнку первые строчки), 2-3 считалки, загадки.- называть любимого детского писателя.6. Художественно-эстетическое воспитание.К концу года дети могут:- проявлять интерес к произведениям изобразительного искусства.- выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция).- знать особенности изобразительных материалов.В рисовании: - создавать изображения предметов (по представлению, с натуры); сюжетные изображения (на темы окружающей жизни, явлении природы, литературных произведений); использовать разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.- использовать различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.- выполнять узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства; использовать разнообразные приёмы и элементы для создания узора, подбирать цвета в соответствии с тем или иным видом декоративного искусства.В лепке: - лепить предметы разно формы, используя усвоенные ранее приёмы и способы.- создавать небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур.- создавать изображения по мотивам народных игрушек.В аппликации: - изображать предметы и создавать несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приёмы вырезания, а также обрывания бумаги.7. Конструирование и ручной труд.К концу года дети могут:В конструировании: - анализировать образец постройки.- планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения.- создавать постройки по рисунку.- работать коллективно.В ручном труде: - правильно пользоваться ножницами.- сгибать лист вчетверо в разных направлениях, работать по готовой выкройке.- выполнять не сложные поделки способом оригами.- делать игрушки, сувениры из природного и бросового материала.8. Игровая деятельность.К концу года дети могут:- договариваться с партнёрами, во что играть, кто кем будет в игре; подчиняться правилам игры.- разворачивать содержание игры в зависимости от количества играющих детей.- использовать различные источники информации, способствующие обогащению игры (кино, литература, экскурсии и др.).- создавать творческую предметно-игровую среду, использовать полифункциональный материал, предметы заместители и др.- в дидактических играх оценивать свои возможности и без раздражения воспринимать проигрыш.- объяснять правила игры сверстникам.