Рекомендации родителям по созданию условий в семье для познавательного развития детей«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».В. А. Сухомлинский.Дети – это исследователи, которые хотят все знать, которым вес интересно. Мир открывается для детей через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Чем больше они видят, слышат и переживают, тем больше они узнают и усваивают.В процессе познавательного развития ребёнка происходит расширения его кругозора, информационности об окружающем предметном мире, о живой природе и других людях, о пространстве и времени, развиваются мышление и речь, формируются индивидуальные интересы.Различные объекты познания предполагают различное к ним отношение и различные способы их исследования.Живыеобъекты, природа:- различение живого и неживого;- бережное и уважительное отношение к живому;-готовность заботиться о ком-то или чем-то;- представление о правилах безопасного поведения.Неживые объекты, предметы:- орудия труда, инструменты - взрослые показывают ребёнку, как им пользоваться;- технические средства, включая средства передвижения,- знакомство с их устройством, правилами эксплуатации и пользования;- игрушки - ребенок использует по своему усмотрению;- материалы (конструкторы, изо материалы и т. п.) - ребенок исследует и использует самостоятельно, взрослый может показать некоторые их свойства и возможности;- эстетические объекты - рассматривание объектов, бережное к ним отношение.Способы и приёмы действий (технологии).Отношения людей, чувства (Они вызывают наибольший интерес у детей в старшем дошкольном возрасте).Впечатления, восприятие: цвет, звуки, фактура материала, вкус, запах.От отношения родителей, к познавательной активности ребёнка, от того, насколько правильно они смогут создать развивающую среду, отвечающую возможностям и потребностям ребенка, зависит его познавательное и интеллектуальное развитие.Рекомендации по организации развивающей среды в семье:1. Необходимо знать основные принципы построения общения с детьми.2. Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы все обо всём уже знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребёнком.3. Говорите с ребёнком – сначала называя окружающие предметы, позже – действия, затем – признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух и обосновывайте свои суждения.4. Задавайте ребёнку как можно чаще вопрос «Как ты думаешь?»5. Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребёнка и никогда не иронизируйте над ними. Уважайте его интеллектуальный труд.6. Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, истории. Делитесь этим с ребёнком. Пусть он не всё и не сразу поймёт: развивающее общение – это всегда общение «на вырост».7. По возможности много путешествуйте с ребёнком.8. Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребёнка «поиграть в соседней комнате».9. Проводите совместные наблюдения и опыты.10. Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребёнка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его творческих замыслов11. Сделайте свои увлечения предметом общения с ребёнком.Уважаемые родители!Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Особенность здоровой психики ребенка – познавательная активность. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимость. Он сам, например, может дознаться, какие предметы тонут, а какие будут плавать. У него возникает множество вопросов по поводу явлений окружающей жизни. Чем активнее в умственном отношении ребенок, тем больше он задает вопросов и тем разнообразнее эти вопросы. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний проходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос. Мы с вами знаем, то дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. Общение и совместная деятельность со взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему.Разговаривайте со своими детьми, ведь ОБЩЕНИЕ — важный фактор познавательного развития ребенка.К Вашему сведению – общение определяется психологами, как важный фактор познавательного развития ребенка на всем протяжении детства. Помните, нужна активная познавательная деятельность самого ребенка, чтобы найти ответы на возникшие вопросы.Не забывайте, что интерес друг к другу – вот основа познавательного общения – назидательный тон, нравоучения, на которые нередко «соскальзывает» взрослый – делает беседу односторонней..О чем и как разговаривать с детьми? Прежде всего о том, что интересует ребенка.Родителям необходимо понимать, что познавательные детские вопросы имеют огромное значение и отражают динамику развития ребенка, поэтому следует всячески поощрять. Детские вопросы подсказывают взрослому, что ребенок открыт для интеллектуального общения и стремится к нему.Не подчеркивать своего интеллектуального превосходства над ребенком, а поощрять его любознательность и пытливость.Приобщайте ребенка к книге, к познавательной и справочной литературе. Многое можно узнать, если научить ребенка обращаться к ней. Она помогает достаточно быстро, даже в дошкольном возрасте, получить необходимую информацию.Помните, что Вы можете направить поиск, подвести с помощью вопросов суждений к выделению свойств, качеств, наиболее значимых в конкретной ситуации.Не забывайте, что установление причинно-следственных связей позволяет детям делать выводы, постигать закономерности.
Рекомендации для родителей по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста.