Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 32 "Теремок"

Нижегородская область, г. Кулебаки ул. Урицкого, д. 17, д. 22

8(831)76-5-41-22

ds32-teremok@rambler.ru

Персонифицированный QR-код для оценки качества условий осуществления образовательной деятельности обучающимися и их родителями

МБДОУ д/с № 32 "Теремок"

Адрес: 607010, Нижегородская область, г.Кулебаки, ул.Урицкого, д.17, д.22
Телефон: 8(831)76-5-41-22 Эл. почта: ds32-teremok@rambler.ru

ПОДГОТОВКА РЕБЕНКА К ШКОЛЕ -рекомендации психолога

 ПОДГОТОВКА РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
1.1. СКОРО В ШКОЛУ
Школа... Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети, родители с этим словом. Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Каждый год первого сентября вместе с тысячами первоклассников мысленно усаживаются за парты их родители и воспитатели. Взрослые держат своеобразный экзамен - именно сейчас, за школьным порогом проявят себя плоды их воспитательных усилий. Ребенок оказался не готов к школе.
Почему это происходит? Потому, что взрослые неправильно подготовили ребенка к новому этапу - школьной жизни. Они увидели в нем только самое очевидное - те новые знания и учебные действия, которыми предстоит ребенку впервые овладеть. Но совершенно упустили менее заметное, но наиболее важное - те качества, которые необходимо сформировать у ребенка в дошкольные годы, чтобы процесс усвоения новых знаний и умений шел успешно. Но будет ли хорошо расти дерево, если его корни слабы или повреждены? Можно ли построить здание, не заложив фундамент? Пожалуй, каждый с уверенностью скажет: нет.
Главная задача семьи состоит в создании условий для наиболее полного общего развития ребенка с учетом его возрастных особенностей и потребностей. В процессе разнообразных видов активной деятельности (игра, рисование, лепка, конструирование, речевое общение, труд, драматизация, экспериментирование и т. д.) происходит зарождение важнейших «новообразований» развития, подготавливающих к выполнению новых задач. Необходимо создать условия для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка. В самостоятельной деятельности с элементами творчества, разумно направляемой взрослым, приобретает будущий школьник ценный опыт инициативного решения умственных и практических задач, умение учитывать позицию другого человека, вступать в сотрудничество, проявлять настойчивость в достижении цели. Осуществляя подготовку к школе, родители вносят определенную коррекцию в организацию детской деятельности, общения и познания, с тем чтобы способствовать развитию наиболее важных с позиции предстоящего школьного обучения черт личности и поведения. В настоящее время наши дети приступают к обучению в школе с шести и семи лет. И если у семилетнего ребенка готовность к школе в целом должна быть сформирована, то у шестилеток ее окончательное завершение осуществляется в первый год школьного обучения. Этому способствует соответствующий подход к детям, своеобразный характер организаций обучения и деятельности детей.
Психологи в один голос утверждают: в подходе к ребенку понимание должно предшествовать наставлениям и советам. Нашим девизом, должно стать: 
• Я хочу понять ребенка. 
• Хочу показать, что понимаю его. 
• Хочу выразить свое понимание, отбросив автоматическую критику и осуждение.
Чувствуя искреннее внимание к себе со стороны взрослого, ребенок проникается доверием к нему и с готовностью выполняет все требования, внимательно относится к его оценкам.
 
1.2. КАКОЙ РЕБЕНОК, С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПСИХОЛОГА, ПОДГОТОВЛЕН К ПОСТУПЛЕНИЮ В ШКОЛУ?
«Незрелые» дети часто становятся неуспевающими, причем нередко отставание в учебе растягивается на несколько лет. Но если бы «школьная незрелость» проявлялась лишь в плохих оценках... К сожалению, у «незрелых» детей ухудшается здоровье: они чаще болеют, у многих развивается невроз, появляется страх перед школой и нежелание учиться. Это связано, прежде всего, с чрезмерным напряжением ребенка, стремящегося выполнить требования учителя. Чтобы предотвратить такую ситуацию, необходимо определить готовность детей к обучению еще до поступления в школу. Интересно, что по большинству показателей мальчики и девочки не отличаются по уровню зрелости, за исключением, одного. Девочки успешнее выполняют тесты, требующие достаточно высокого уровня развития моторных функций, у них, как правило, лучше координация движений пальцев рук. Неудивительно, что в школе у девочек меньше проблем с выполнением письменных работ, чем у мальчиков, а почерк гораздо лучше. Физическое здоровье главный, но недостаточный фактор для учебы в школе. Малыш должен обладать некими психическими ресурсами, позволяющими ему перейти к другому образу жизни. На основании специально проведенных исследований психологи выделили определенные компоненты, из которых складывается психологическая готовность к школе.
Если кратко обобщить основные итоги такого рода исследований, то наиболее важное значение приобретают: 
1. Интеллектуальная готовность, под которой понимают достаточный уровень сформированности познавательных процессов. Наибольшее значение здесь придается сформированности наглядно-образного и логического мышления; уровню развития воображения, произвольного внимания, образной и смысловой памяти (то есть структурам интеллекта). При этом внимание многих исследователей привлекает изучение и выявление предпосылок формирования письменной речи. 
2. Мотивационный компонент в структуре психологической готовности, который предполагает сформированность мотивов учения. Здесь же выделяется важность представления о себе как о будущем школьнике, принятие нового социального статуса и связанных с ним обязанностей. 
3. Эмоционально-волевая готовность, которая предполагает достаточно развитый уровень регуляции поведения, умение преодолевать «непосредственные импульсы», контролировать свои действия. 
4. Готовность к общению с одноклассниками и с учителем.
Родители, готовя ребенка к школе, учат его читать, считать и писать, думая, что этим исчерпываются из семейные возможности. Психологам первым стало ясно, что, к сожалению, эти навыки не в первую очередь нужны «среднему», поступающему в обычную школу ребенку. Читать и считать даже не умеющего ребенка довольно быстро и эффективно научит учитель, пользуясь специальными методиками.
Итак, чему учить до школы и к школе? Прежде всего, необходимо играть с ребенком в т.н. игры с правилами. Это непременно разовьет в вашем ребенке стремление к соревновательности, умению соподчинять свои, пока еще во многом импульсивные желания интересам команды, научит через речевые приказы общаться с другими детьми и со взрослыми. Подобного рода игры позволят осознавать цели и условия, в которых протекает пока еще не настоящая, но вполне серьезная для ребенка деятельность. Внимательность, усидчивость, общительность, умение замереть и не делать чего-либо, контроль позы, умение управлять собой и другими, - всему этому психологи придумали термин «произвольность».
И еще один совет. Не «натаскивайте» ребенка. Готовьтесь с малышом к школе вместе, чтобы процесс шел просто и естественно в игровой, развлекательной форме, интересной вам обоим.
Не отнимайте у ребенка детства раньше времени!
 
1.3. ЧЕМУ И КАК УЧИТЬ ДО ШКОЛЫ
Готовить ребенка к школе можно буквально с рождения; и все, чему вы научите ребенка в раннем детстве, а главное — чему он научится сам, окупится сторицей.
Весь период жизни ребенка до школы, со всеми его особенностями — и есть то время, когда идет подготовка к школе. С точки зрения общества в целом школа - это кульминация детства. Это период, когда Ребенок становится Человеком, присваивая родовой опыт всего человечества. Это период максимального напряжения сил, использования всех способностей. В детстве каждый гениален.
Но и здесь важно найти золотую середину: не переусердствовать, не натаскивать ребенка, не требовать непосильного только потому, что другие дети уже умеют, дать ему возможность получить удовлетворение от достигнутого и лишь потом переходить к чему-то новому, более сложному. Всегда надо быть на шажок впереди цели — но она должна быть достижимой, соответствовать детским возможностям. Помните: у тех, кто испытал неудачу, снижается желание учиться, пропадает интерес к новому, незнакомому... А без такого интереса - как учиться?
Как правило, дети в этом возрасте очень любопытны, наблюдательны, задают много вопросов. Но если вы отмахнетесь от них, не ответите раз, два ребенок замкнется и перестанет спрашивать. Как бы вы ни устали, как бы ни были заняты, найдите время не только ответить на вопросы малыша, но и дать ему какое-нибудь задание. Например, в осенний день вы собираетесь в лес. Попросите малыша понаблюдать, что изменилось в лесу с лета. И обязательно выслушайте потом рассказ, похвалите. Так будет накапливаться опыт наблюдения и анализа; и в то же время будут расширяться его знания об окружающем мире, совершенствоваться речь.
Итак, больше рассказывайте детям, но и спрашивайте их, закрепляйте правильное и четкое произношение, расширяйте запас слов. Если вы обнаружили, что речь вашего ребенка недостаточно хорошо развита, беден словарный запас, он неправильно строит предложения и плохо различает звуки, нужно немедленно увеличить разговорную часть вашего общения. Чаще задавайте ребенку разнообразные вопросы и отвечайте на все его «Почему?» и «Зачем?». Если у ребенка есть нарушения в звукопроизношении, не откладывайте встречу с логопедом; скорее всего, вашему ребенку необходимы индивидуальные занятия под его руководством.
Детям 6-летнего возраста уже следует уметь определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение и правильно понимать их значения: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед. Играя, проверьте эти знания ребенка. Кроме того, ребенок должен различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший). Для тренировок вовсе не обязательны специальные занятия; их можно вести по ходу обыденной жизни.
Не менее важна тренировка пространственного восприятия. Понятия верх, низ, справа, слева, впереди, сзади и т. п. достаточно быстро усваиваются при игре с мячом: мяч над головой (вверху), мяч у ног (внизу), бросим вправо, бросим влево (вперед, назад). Ребенок с этим вскоре начнет справляться, но важно, чтобы он осознанно видел пространственные соотношения. Если ребенок путается (особенно часты нарушения пространственного расположения у леворуких детей), не нервничайте, а терпеливо объясняйте, и не один раз. Дети обычно любят возиться с конструктором. Но и к этим занятиям надо присмотреться и оценить, как работает ребенок, когда ему интересно, и насколько точно он выполняет ваши задания. Если видите, что ребенок без отвлечении работать не может, на инструкцию не обращает внимания или быстро ее забывает, - не успокаивайте себя тем, что подрастет и «поумнеет». Надо, скорее всего, упростить задачу: подразделить инструкции на ряд самых несложных действий - и осваивать их по очереди. Не проводите такие занятия если ребенок устал, перевозбужден или не оправился после болезни.
Гораздо легче удержать детское внимание и повысить ценность занятий, если работа будет не одноразовой, а с «продолжением». Старайтесь избегать укоряющего тона, грубых окриков и таких вот руководящих указаний: «Сколько раз повторять одно и тоже», «Опять ты делаешь не то... не так...». Не забудьте похвалить ребенка за правильно выполненную работу, даже если сделано не все и не совсем так: «Сегодня уже лучше, но вот ты забыл...».
Внимание! Ребенок 5-6 лет не может работать долго: 10-15 минут - вот предел, а потом он должен отдохнуть, отвлечься. Поэтому все занятия должны быть рассчитаны на 10-15 минут.
При подготовке ребенка к школе необходимо обратить внимание на память ребенка. В процессе учебы запоминать придется многое: что же делать? Психологи рекомендуют задавать материал как можно более мелкими порциями.
Многие дети хорошо вспоминают утром то, что несколько раз читалось перед сном. Если удалось определить эти особенности памяти ребенка, не забудьте перед школой рассказать об этом учителю — и не требуйте от ребенка выучить «все сегодня». Родители должны знать, что важная примета интеллектуальной готовности к школе не просто разрозненные знания, представления о предметах, их свойствах, а, прежде всего, умение увидеть связи, закономерности, желание ребенка понять, что, отчего и почему.
Итак, попробуем сделать некоторые обобщения.
Важнее не учить ребенка читать, а развивать речь, способность различать звуки; не учить писать, а создавать условия для развития тонко координированных движений руки и пальцев. И еще: развивать способность ребенка слушать, понимать смысл прочитанного, умение пересказывать. Важен не объем знаний ребенка, а качество его мышления!
Необходимейшая предпосылка успешной адаптации к школе — уровень физического и функционального развития ребенка, состояние его здоровья. Эти показатели определяет врач, а родителям важно знать факторы риска в развитии ребенка.
Ослабленный ребенок будет очень быстро утомляться, работоспособность его будет снижена, и учебная нагрузка может оказаться не по силам, хотя по паспортным данным он вроде бы уже подошел к школьному порогу...
Факторами риска могут быть и неблагоприятные условия, в которых ребенок растет и развивается. Нет нужды объяснять, как пагубно сказывается на развитии ребенка жизнь в обстановке постоянных конфликтов, ссор, страха, безнадзорности, пьянства одного или обоих родителей. Родители слышали от педагогов, что опасно и противоположное - гиперопека, чрезмерное натаскивание ребенка. В чем тут опасность? В занятиях не по возрасту? Не, только. Главная, пожалуй, беда - отсутствие деловых контактов со сверстниками. Именно необходимость считаться с мнением и желанием других, подчиняться их требованиям, а не только своему желанию и будет самым трудным для таких детей в школе.
 
1.4. КАК ГОТОВИТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
Учителя отмечают, что ребенка-первоклассника несложно научить чему-то новому, а вот собрать его внимание, удержать в покое в течение урока оказывается весьма сложным делом. Почему так получается? У ребенка недостаточно развиты произвольные формы поведения, он не умеет управлять своим вниманием, деятельностью. А учить и учиться в такой ситуации очень трудно. Обучение в школе требует сложившейся произвольности. Ребенок должен спокойно сидеть на уроке, слушать, запоминать то, что ему говорят.
Произвольность поведения развивается (или не развивается) на протяжении всего дошкольного детства, в самых разных аспектах жизни ребенка: в выполнении требований взрослых, в соблюдении норм и правил поведения, в общей дисциплинированности, организованности поведения и пр. Если на пороге школы ребенок не умеет произвольно регулировать свою деятельность и поведение, значит, были допущены ошибки в его воспитании на более ранних этапах развития. Возможно, что ребенка излишне опекали (тактика опеки), но к таким же плачевным результатам приводят и чрезмерная строгость взрослых, подавление активности малыша (тактика диктата). Самостоятельно ребенок, в какие бы замечательные условия его ни помещали, никогда не сможет научиться управлять собой и не овладеет своим поведением. Всему этому он может научиться только вместе со взрослыми: в общении, в совместной деятельности. Взрослые знают, что если ребенок заинтересован чем-то (рисует, конструирует игрушку, рассматривает картинки в книге), то он может проявить чудеса терпения и внимания. Задача взрослых - поддерживать у ребенка интерес к занятиям, добиваться их завершения. Еще важнее в процессе повседневной жизни учить ребенка доводить до конца то, что не очень интересно, но обязательно для выполнения. Например, убрать игрушки, аккуратно разобрать и разложить по ячейкам коробки детали конструктора, привести в порядок свою обувь. Задача взрослых - учить ребенка выполнять свои обязанности, быть ответственным, аккуратным. Почаще следует прибегать к играм, особенно с правилами. Как отмечал психолог А.Н. Леонтьев, овладеть правилами игры - значит овладеть своим поведением. В этих играх ребенок добивается выигрыша, мобилизовав свои силы, волю, но учится и мужественно проигрывать. Так формируется упорство, выдержка, способность сосредоточиться и не обращать внимания на отвлекающие моменты. Часто родители не задумываются о необходимости стимулирования у ребенка желания учиться в школе. Конечно, для ребенка ценен сам факт официального признания его взросления («Уже школьник!»). Укрепляют его позицию школьника приготовление учебных пособий, покупка ранца, организация рабочего места, т.е. вся внешняя атрибутика школьной жизни. Очень важны для развития личности мотивы познавательного характера (хочу много знать, узнавать новое, уметь писать, читать), о формировании которых следует заботиться родителям. Как ни странно, первоклассники нередко заявляют о своем нежелании учиться. За этим просматривается неправильная тактика родителей, чувствующих реальную или мнимую неготовность ребенка к школе и запугивающих его трудностями предстоящего обучения. Ребенку надо говорить о том, что учение в школе - дело не простое, но при старании трудности можно преодолеть. Зато как хорошо много знать и уметь!
Итак, родители должны иметь в виду, что умение читать, писать, считать не самое главное в подготовке детей к школе. Основная задача заключается в том, чтобы создать условия для полноценной, осмысленной, содержательной жизни ребенка на протяжении всего дошкольного возраста. Такая жизнь, предполагающая приобщение ребенка к разным областям человеческой культуры, даст будущему первокласснику и необходимые для успешного вхождения в школьную действительность знания и умения, обеспечит формирование необходимых качеств и свойств.
Родители должны с большой трепетностью отнестись к такой важной проблеме, как воспитание у детей интереса к школе; сюда можно отнести такие моменты, которые необходимо знать каждому родителю: 
— ознакомление детей со школой, воспитание у них стремления стать учениками должно выступать как средство обогащения общего развития дошкольника, создания положительной психологической установки на новый этап жизни; 
— воспитание интереса к школе не является изолированной частью воспитательно-образовательного процесса. Оно естественно входит в его содержание, связывая разнообразные формы работы с детьми между собой единой перспективой предстоящего школьного обучения; 
— воспитание психологической установки на школьную позицию становится результатом не только особых форм работы, непосредственно связанных со школой (посещение школы, обсуждение школьных проблем и т. д.), но в значительной степени итогом общевоспитательной работы, направленной на обогащение деятельности, общения и эмоциональных переживаний дошкольника.
Главное, создать каждому ребенку ощущение движения к будущей цели — поступлению в школу через формирование новых умений, способов познания, деятельности, общения.
Плохую службу в подготовке к школе оказывает непродуманная тактика подхода родителей к детям, когда они из лучших побуждений, стремясь преодолеть нежелательные привычки своих детей, начинают пугать их школой: «Пойдешь в школу, учительница быстро заставит тебя слушаться В школе не пикнешь!». Такие высказывания вызывают у ребенка недоверие к учителю.
1.5. НУЖНО ЛИ УЧИТЬСЯ ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ ?
Для правильной подготовки детей к школе большую роль играет не только общий эмоциональный фон, на котором происходит взаимодействие родителя с детьми, но и содержание общения. Чем разнообразнее и насыщеннее общение, тем значительнее положительные приобретения будущего школьника.
Общение - это сложный процесс установления контактов между людьми, включающий обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Вступая в произвольное общение со взрослым, ребенок совершает достаточно сложную интеллектуальную и коммуникативную деятельность. Ему необходимо понять задачу общения, войти в ситуацию, принять позицию взрослого, его намерения, цели, адекватно реагировать на его вопросы, достигнуть взаимопонимания. Все эти качества необходимы ребенку в школьном обучении. В старшем дошкольном возрасте наблюдается несколько форм общения, отличающихся по своему содержанию. Это так называемое деловое общение, в которое вступает ребенок, стремясь научиться у взрослого чему-либо. Такое общение родителей с детьми в совместной деятельности является важным каналом обогащения практического опыта ребенка и подготовки к школе. Сотрудничество со взрослым развивает ценные качества общественного поведения, способность принять общую цель, включиться в совместное планирование, организовать взаимодействие в процессе деятельности, обсудить полученные результаты, добиться взаимопонимания.
Важную роль в подготовке к школе играет познавательное общение со взрослым, к которому активно прибегают дети среднего и старшего дошкольного возраста. Это обсуждение широкого круга вопросов, волнующих детей: о животных и их происхождении, о странах далеких и близких, о технике, о прошлом и будущем. Психологи отмечают, что в познавательном общении активно проявляется стремление ребенка добиться уважения взрослого, обратить на себя внимание как на серьезного собеседника, интересы которого уже выходят за рамки детского сада.
Чтобы поддержать стремление к такому общению, родителям необходимо внимательно относиться к детским вопросам, не отмахиваться от них, находить ответы, а там, где это возможно, направлять детей на поиск самостоятельного ответа («Понаблюдай! Проверь! Подумай!»). Главное, не заглушить любознательности детей, направить их интерес на познание разных сторон действительности. Познавательное общение, переплетаясь с соответствующей практической, поисковой деятельностью ребенка, направляемой родителями, становится условием формирования познавательных интересов, познавательной активности, без которых школьное обучение не может стать для детей увлекательным и успешным.
Психологи пришли к выводу, что личностные мотивы общения сочетаются с наиболее адекватным для обучения поведением ребенка. Исходя из этого, для родителя, занимающегося с ребенком 5—б лет, становится очевидной необходимость целенаправленно развивать личностное общение с дошкольниками. Специально привлекать детей к обсуждению вопросов личного характера: о тех или иных событиях их жизни, о запомнившихся случаях из раннего детства, о планах на будущее, о различных поступках сверстников, высказывать свои предположения о том, почему люди поступают так, а не иначе, какие чувства они испытывают, совершая те или иные действия, о чем мечтают.
Подводя итоги сказанному, следует подчеркнуть следующее. Только утверждая отношения сотрудничества в общении с детьми, родители создают основу для полноценного развития личности будущего школьника. Вступая в отношения сотрудничества с ребенком, взрослый должен проявлять доверие и уважение к нему. Он не только информирует ребенка, но и обращается к нему за помощью, советуется с ним. Иногда родители должны специально принимать на себя роль недостаточно осведомленного, и ребенок разъясняет ему, как правильно решить задачу, вызвавшую затруднение. Нередко они преднамеренно должны делать ошибку, ребенок заметит и исправит ее. В таких отношениях у дошкольника пробудится уверенность в себе, стремление к самостоятельности, творчеству, доверие к взрослому.
Родители, стремящиеся лучше подготовить детей к школьному обучению, должны искать пути индивидуально-дифференцированного подхода к своим воспитанникам на основе изучения особенностей их личности и уровня развития. Общаясь с детьми, родители должны учитывать их коммуникативные возможности, т. е. то, к какой форме общения пока способен ребенок, и затем, постепенно усложняя содержание и средства общения, подводить детей к внеситуативно-познавательному и внеситуативно-личностному общению. А эти формы определяют коммуникативную готовность к школе.
1.6. ПОДВЕДЕМ ИТОГИ.
Чтобы обеспечить подготовленность ребенка к обучению в школе, родители, должны работать над развитием у детей тех знаний, навыков, умений, привычек, способностей и интересов, на которые сможет опереться учитель, продолжая работу над развитием поступивших в его класс маленьких учеников.
Представим систему важнейших требований, которым должен удовлетворять дошкольник, приходящий в школу. 
1. Общее физическое развитие ребенка: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели, соответствующие средним нормам физического развития мальчиков и девочек семилетнего возраста в стране. Большого внимания заслуживает состояние зрения, слуха, моторики (особенно сформированность мелких движений кистей рук и пальцев). Соответственно должно быть определено и состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Нарушения нервной деятельности, как и общего состояния здоровья, прежде всего скажутся на быстрой утомляемости ребенка, что может отрицательно повлиять не только на его школьную успеваемость, но и на все отношения маленького ученика к школе и к товарищам. 
2. Владение достаточным объемом знаний, т. е. наличие кругозора, на базе которого может быть построена работа в классе. В основном это чувственный опыт, представления, некоторые элементарные понятия («растения», «животные», «сезонные явления», «время», «количество») и ряд сведений общего характера (о труде людей, о родной стране, о праздниках, вере, традициях, обрядах). В круг знаний подготовленного к школе ребенка непременно включаются известные представления о пространстве («удаленность», «направление», «форма» и «величина» предметов, их положение в пространстве) и о времени, единицах его измерения («час», «минута», «неделя», «месяц», «год»). Кругозор семилетнего ребенка включает элементарные представления о количестве, о числовом ряде, о множестве, о равенстве и неравенстве и т. д. 
3. Все большее значение в последние годы в плане подготовки детей к школе придается овладению детьми некоторыми навыками, умениями и сформированности важнейших привычек и навыков поведения: бытовых, самообслуживания, гигиенических, культурных (вежливое обращение друг с другом), трудовых (пользование карандашом, ножницами, кисточкой, иголкой). Необходимо владеть и рядом умений. Среди них особенно важны умение слушать речь, объяснение, указания воспитателей, ответы товарищей, умение смотреть и видеть, умение сосредоточиваться на работе, умение вспоминать то, что нужно для понимания нового, умение объяснять, умение рассуждать, делать выводы. 
4. Важнейшим показателем подготовленности ребенка к школе является владение им связной, грамматически и фонетически правильной речью: умение не только понимать, прямо обращенную к нему речь другого, но и самостоятельно строить предложения для выражения своих мыслей; умение подбирать и произносить слова; умение выделять в словах некоторые указанные взрослым звуки; умение различать на слух сходные звукосочетания. Детям надо уметь правильно строить предложения. Особое значение имеет четкость и членораздельность устной речи. Любое нарушение фонематической чистоты произношения речевых звуков может затруднить освоение ребенком письма. 
5. Для предстоящего овладения письмом в школе крайне важно развитие мелкой мускулатуры кисти руки и пальцев. С этой целью дети под руководством родителей выполняют различные упражнения: рисуют, наносят на рисунки штриховку, вырезывают по контуру заданные фигуры, лепят из пластилина и т. д. 
6. Дети должны быть подготовлены к совместной с товарищами работе и жизни: уметь слушать и не перебивать другого, помочь товарищу в трудный момент, не только уметь считаться с желаниями других, но и отстаивать свою правоту, если она соответствует установленным нормам и правилам поведения. Привычки нравственного поведения, гигиенические, культурные и учебные навыки, выработанные в семье, позволят семилетнему ребенку «бескризисно» перейти в новый период его жизни. 
7. Очень важно, чтобы у детей ко времени поступления в школу уже были сформированы желание учиться, интерес к знаниям, радость от узнавания нового. На этой основе в процессе учебной работы ребенка в школе у него могут быть воспитаны глубокие и устойчивые познавательные интересы и радость от плодотворного и систематического умственного труда.

 

ИГРЫ ПО ПОДГОТОВКЕ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

  1. Упражнения, облегчающие написание букв.
Для развития мелкой моторики и подготовки руки к письму (методика, разработанная Т.В. Фадеевой).
Упражнение 1
Ладошки лежат на парте. Дети поднимают пальцы по одному сначала на одной руке, затем на другой. Повторяют это упражнение в обратном порядке.
Упражнение 2
Ладошки лежат на парте. Дети поочередно поднимают пальцы сразу на обеих руках, начиная с мизинца.
Упражнение 3
Дети зажимают ручку или карандаш средним и указательным пальцами. Сгибают и разгибают эти пальцы, следя за тем, чтобы ручка (или карандаш) не опускались ниже большого пальца.
Упражнение 4
На столе лежат 10 – 15 карандашей или счетных палочек. Одной рукой надо собирать их  в кулак, беря по одной штуке, затем также по одной положить на стол (выполнять, не помогая второй рукой).
Упражнение 5
Учащиеся зажимают ручку вторыми фалангами указательного и среднего пальцев и делают «шаги» по поверхности стола.
Упражнение 6
Один конец ручки зажимают средним и указательным пальцами правой руки. При этом другой конец направлен от груди. Нужно, перевернув ручку, вложить ее в левую руку свободным концом. Затем очередным переворотом вкладывают ручку в правую руку и т.д.
Упражнение 7
Это упражнение напоминает перекатывание мячика в руках. Дети, представьте, себе, что у них в ладошках мячик, делают движения, имитирующие поворачивание мячика в разные стороны.
2.Игры на развитие внимания. 
«Найди одинаковые предметы»        
Среди нескольких игрушек или предметов предлагается отыскать два одинаковых. эта игра развивает не только способность быть внимательным. но и умение сравнивать.
«Найди игрушку»        
Взрослый описывает ребёнку какую – либо игрушку, находящуюся в комнате, ребёнок может задавать вопросы. Затем ребёнка просят найти предмет, о котором шла речь.
«Что появилось?»        
Имеются 2 одинаковые куклы. Вторая кукла имеет 5 отличий от первой. ребёнку необходимо найти отличия. Попросить дать описание 1-ой куклы, затем 2-ой. Затем найти отличия.
«Что потерялось?»        
Игрушки котята имеют 5-ть отличий. «Внимательно посмотри на котят .Что у них потерялось?»
«Добавь слово»        
1-ый ребёнок называет какую - нибудь игрушку, 2-ой повторяет это слово и добавляет какое – либо своё. 3-ий ребёнок повторяет первые 2 по порядку и называет своё и т. д.
«Муха»        
Направлена на развитие концентрации внимания.
Задание выполняется в парах. Каждой паре играющих даётся по листу с расчерченным игровым полем и по одной фишке.
Задание: «Посмотри на лист бумаги с расчерченными клетками. Это игровое поле. А вот эта фишка – «муха». «Муха» села на середину листа в среднюю клетку. Отсюда она может двигаться в любую сторону. Но двигаться она может только тогда, когда ей дают команды « вверх», « вниз», «влево», «вправо», отвернувшись от игрового поля. Нужно постараться продержать «муху» на поле в течении 5 минут и не дать ей улететь. Затем партнёры меняются ролями».
 «Путаница»        
Ребёнку предлагаются рисунки, содержащие несколько наложенных одно на другое контурных изображений разных предметов, животных и др. Необходимо как можно быстрее отыскать все замаскированные изображения.
"Шапка-невидимка"
В течение 3 секунд надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, и затем перечислить их.
"Словесный ряд"
Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т.д. Малыш внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если малыш сбивается, повторите игру с начала.
В другой раз предложите, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объедините первое и второе задания, т.е. малыш хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих какое-либо растение. Такие и подобные им упражнения развивают внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность ребенка. Хорошо проводить такие игры с несколькими детьми, желание, азарт и приз победителю сделают их еще более увлекательными.
"Морские волны"
Цель: научить детей переключать внимание с одного вида деятельности на другой, способствовать снижению мышечного напряжения.
По сигналу педагога "Штиль" все дети в классе "замирают". По сигналу "Волны" дети по очереди встают за своими партами. Сначала встают ученики, сидящие за первыми партами. Через 2-3 секунды поднимаются те, кто сидит за вторыми партами и т.д. Как только очередь доходит до обитателей последних парт, они встают и все вместе хлопают в ладоши, после чего дети, вставшие первыми (за первыми партами), садятся и т.д. По сигналу учителя "Шторм" характер действий и последовательность их выполнения повторяется, с той лишь разницей, что дети не ждут 2-3 секунды, а встают друг за другом сразу. Закончить игру надо командой "Штиль".
«Запомни картинки»
Приготовьте картинки с изображением отдельных предметов (например: мяч, кошка, автомобиль и т.д.). Для начала хватит 5 картинок.
Держите картинки так, чтобы ребенок их не видел. Поочередно покажите ему 2-3 картинки, каждую на несколько секунд. Затем попросите ребенка вспомнить, какие предметы он видел на картинках. Постепенно можно увеличивать количество картинок в одном сеансе показа (не раньше, чем ребенок запоминает без проблем меньшее число картинок).
"Найди отличие"
Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.
Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.
Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.
"Обезьянки"(1,5-7 лет)
Цель игры: развитие внимания, координации движений, памяти.
Оборудование: кирпичики одного или нескольких цветов (у всех детей и ведущего наборы должны быть одинаковыми), или счетные палочки, или набор для игры "Танграм", "Вьетнамская игра" и т.д.
Ход игры: ведущий предлагает детям: "Давайте мы с вами сегодня "превратимся" в обезьянок. Лучше всего обезьянки умеют передразнивать, повторять все, что видят". Ведущий на глазах у детей складывает конструкцию из кирпичиков (или из того материала, на котором проводится игра). Ребята должны возможно точнее скопировать не только конструкцию, но и все его движения.
Вариант: построенную на глазах у детей конструкцию закрывают листом бумаги или коробкой и им предлагается сложить ее по памяти (потом результат сравнивается с образцом).
 Игра "Смотри внимательнее"
Концентрация внимания и достаточно долгое удержание сосредоточенности достигается в играх-соревнованиях. Перед учащимися ставят цель внимательно рассмотреть предлагаемые предметы. В течение одной - двух минут показывают несколько из них (например, карандаши, запонки, камешки, бусы, ручки и др.). затем их закрывают и предлагают детям подробно описать каждый предмет, его величину, цвет. Эту же игру можно проводить с участием самих ребят, т.е. рассматривать непосредственно своих товарищей и отмечать, какие изменения произошли в их одежде, их расположении и т.д. Еще один вариант – предложив рассмотреть несколько предметов, затем, после того как дети закроют глаза, убрать некоторые из них, поменять местами или, наоборот, добавить.
"Третий лишний"
В эту игру можно играть после того, как ребенок усвоил классификацию предметов по группам и подгруппам: животные (дикие/домашние, морские/птицы и т.д.), транспортные средства (наземные, воздушные, морские), мебель, кухонные принадлежности, игрушки, одежда и т.д. Первый (начальный) вариант. Взрослый показывает ребенку карточки, на каждой из которых изображены три предмета: два относятся к одной группе, а третий - лишний. Например: дерево-цветок-дом. Ребенок должен определить и объяснить, что дом - лишний предмет, т.к. не является растением.
Есть настольные развивающие игры с подобными карточками. Если у вас нет такой игры - то карточки несложно приготовить самим: нарисовать или вырезать и наклеить картинки. Можно также нарисовать или вырезать картинки предметов по отдельности и вместо карточки каждый раз класть перед ребенком три картинки, из которых две относятся к одной группе, а третья - лишняя.
Второй (усложненный) вариант. Та же игра - только на слух: взрослый называет три предмета. Задача ребенка - определить, какой из названных предметов лишний и почему.
Ребенок обязательно должен объяснить, почему он считает предмет лишним. По желанию родителей и ребенка можно также чередоваться: пусть ребенок тоже загадывает вам такие загадки.
«Что изменилось?» Поставьте перед детьми 3-7 игрушек. Дайте сигнал, чтобы они закрыли глаза, и в это время уберите одну игрушку. Открыв глаза, дети должны угадать, какая игрушка спрятана.
«Найди отличия». Покажите ребятам два почти одинаковых рисунка и попросите найти, чем один рисунок отличается от другого.
«Найди одинаковые». На рисунке дети должны найти два одинаковых предмета.
«Ухо-нос». По команде «Ухо» дети должны схватиться за ухо, по команде «Нос» -за нос. Вы тоже выполняете вместе с ними действия по команде, но через некоторое время начинаете делать ошибки.
«Карлики и великаны». Аналогичная предыдущей игра: по команде «Карлики» дети приседают, по команде «Великаны» встают. Воспитатель выполняет движения вместе со всеми. Команды даются в разбивку и в разном темпе.
«Замри». По сигналу воспитателя дети должны замереть в той же позе, в которой были в момент сигнала. Проигрывает тот, кто шевелится, его забирает к себе дракон или он выбывает из игры.
«Повторяй за мной». Под любую считалку вы ритмично выполняете простые движения, например, хлопаете в ладоши, по коленям, топаете ногой, киваете головой. Дети повторяют движения за вами. Неожиданно для них вы меняете движение, и тот, кто вовремя не заметил это и не сменил движение,выбывает из игры.
«Платочек». Дети встают в круг. Водящий бегает или ходит сзади круга с платочкомв руке и незаметно кладет платочек у кого-то за спиной. Затем он делает еще один круг, и если за это время новый владелец платочка не объявится, считается, что тот проиграл. Тот, кто заметит платочек у себя за спиной, должен догнать водящего и осалить. Если это удается, водящий остается прежний. Если нет – водит второй.
«Съедобное - несъедобное». Водящий бросает мяч, называя любой предмет. Мяч надо ловить только в том случае, если предмет съедобный.
«Игра с флажками». Когда вы поднимаете красный флажок, дети должны подпрыгнуть, зеленый - хлопнуть в ладоши, синий - шагать на месте.
3.Игры на развитие мышления.
«Как это можно использовать»        
Ребёнку предлагается найти возможно большее число вариантов использования какого либо предмета. Например, называем слово «карандаш», а ребёнок придумывает, как можно использовать этот предмет. Называет такие варианты: рисовать , писать, использовать как палочку, указку, балку в строительстве, градусник для куклы, скалку для раскатывания теста, удочку и т. д.
«Говори наоборот»        
а) Учим с ребёнком стихотворение
Скажу я слово «высоко», а ты ответишь – («низко»),
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь –(«близко»).
Скажу тебе я слово «трус» ответишь ты–(«храбрец»),
Теперь «начало» я скажу, ну, отвечай –( «конец»).
б) Предложить ребёнку: « Я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот, например: большой – маленький и т.п.
Эта игра способствует расширению кругозора и сообразительности ребёнка.
весёлый – грустный белый - чёрный
быстрый – медленный трусливый - храбрый
красивый – безобразный тяжёлый - лёгкий
пустой – полный трудолюбивый - ленивый
худой – толстый твёрдый - мягкий
умный – глупый шершавый – гладкий
«Бывает – не бывает»        
Называете какую – либо ситуацию и бросаете мяч ребёнку. ребёнок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если – нет, то мяч ловить не нужно.
Например, вы говорите: «Кошка варит кашу», и бросаете ребёнку мяч. Он не ловит его. Затем сам ребёнок придумывает что – нибудь и бросает мяч вам. И так далее.
Папа ушёл на работу.
Поезд летит по небу.
Кошка хочет есть.
Человек вьёт гнездо.
Почтальон принёс письмо.
Зайчик пошёл в школу.
Яблоко солёное.
Бегемот залез на дерево. И так далее.
«Угадай»        
Загадываем ребёнку загадки.
«Найди пару»        
Нарисованы носки. Ребёнку даётся задание: «Найди пару каждому носку»
 «Лабиринты»        
Прохождение лабиринтов разной сложности помогают развивать у детей наглядно – образное мышление, внимание, способность к самоконтролю.
«Картинка из спичек»        
Даны 5 квадратов из спичек. Нужно снять 3 спички так, чтобы осталось 3 таких же квадратика.
«Числовые прятки»        
Развивает мышление, внимание, навыки счёта.
На ровной поверхности раскладываются карточки с числами в произвольном порядке Ребёнок должен показать все числа по порядку от 1 до 10.
Один играющий отворачивается, а другой перемешивает все карточки и прячет одну из них. Первый должен как можно быстрее сказать какого числа не хватает.
« Что это?»        
Развитие мышления и речи.
Оборудование : 2 стола, 16 картинок с изображением бытовых электроприборов и различных видов транспорта (для каждой команды)
2 команды. На столах лежат одинаковые комплекты картинок с изображением бытовых электроприборов и различных видов транспорта. У каждой команды по 16 картинок.
Участники первой и второй команд поочерёдно дают описание одной из картинок. Если описание правильное и картинка угадывается членами другой команды, то она откладывается в сторону, в пользу отгадывающих. Выигрывает команда, набравшая большее количество карточек.
«Расставь предметы»        
Изображены различные предметы; их нужно расставить по квадратам так, чтобы в каждой строке и в каждом столбике был только один из них.
Игра " Упражнения для развития мышления №3"  
Цель: у указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор.
Пример: стрелка – часы, колесо - ? Стрелка – это часть часов, значит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо – часть машины. Вместо машины можно назвать и другие слова: тачка, велосипед, коляска. У всех этих предметов есть колесо.
Стрелка – часы, колесо –
Колесо – круг, ковёр –
Белка – дупло, медведь –
Кофта – шерсть, шуба –
Магазин – продавец, больница –
Рыба  - река, птица –
Ваза – стекло, кастрюля-
Молоко – масло, мясо –
Коза – капуста, белка –
Лошадь – сено, кошка –
Чай – печенье, суп –
Стул – спинка, корабль –
Ракета – космос, самолёт –
День – обед, вечер –
Инструмент – работа, кукла –
Охотник – ружьё, рыбак –
Слово – буква, дом –
Ногти – ножницы, борода –
Дождь – сырость, жара –
Лес – деревья, поле –
Лиса – хитрость, заяц –
Палец – кольцо, ухо –
Лимон – кислота, конфета –
Школа – ученик, больница –
Вулкан – извержение, река –
Задача – решение, вопрос –
Писатель – книга, скульптор –
Море – капля, толпа –
Автомобиль – дорога, поезд -
Поезд – станция, самолёт –
Цветок – бутон, листок –
 Упражнение « Белый – черный»
Подбери к каждому слову противоположное.
Веселый - … Широкий - …
Высокий - … Добрый - …
Громкий - … Холодный - …
Твердый - … Быстрый - …
Старый - … Легкий - …
Темный - … Дорогой - …
Сухой - … Маленький - …
Упражнение «Как ты думаешь, чем отличаются друг от друга»?
Лужа и ручеек Дерево и бревно
Доска и стекло Девочка и кукла
Птица и самолет Мультфильм от фильма
Гнездо от норы День от ночи
 Упражнение «Узнай по описанию»
Желтые, красные, осенние (листья)
Бурый, косолапый, неуклюжий … (медведь)
Зеленый, продолговатый, сочный … (огурец)
Белое, пушистое, легкое … (облако)
Маленькая, серая, пугливая … (мышь)
Ветвистая, зеленая, колючая … (елка)
Старый, кирпичный, двухэтажный … (дом)
Сладкое, белое, холодное … (мороженое)
Красное, сладкое, спелое … (яблоко)
Солнечная, теплая, летняя … (погода)
Новая, красивая, интересная … (книга)
Пушистый, усатый, полосатый … (кот)
Дремучий, темный, сосновый … (лес)
 Упражнение «Какое слово в каждом ряду лишнее»?
Объясни почему.
Щука, карась, окунь, рак.
Ромашка, ландыш, сирень, колокольчик.
Стол, стул, телевизор, шкаф.
Молоко, сливки, сыр, мясо, сметана.
Рысь, медведь, тигр, кошка, лев.
Миша, Оля, Сережа, Ваня, Коля.
Утро, день, ночь, завтрак, вечер.
Жук, рыба, муравей, бабочка.
Гусь, лебедь, павлин, курица, кролик.
Груша, клубника, смородина, черника, малина.
Упражнение «Назови одним словом»
Бабочка, комар, стрекоза – насекомые
Береза, дуб, сосна - …
Стол, шкаф, диван - …
Ботинки, сапоги, кроссовки - …
Сыр, сметана, йогурт - …
Малина, клубника, смородина - …
Футбол, гимнастика, плавание - …
Утро, день, вечер - …
Вторник, среда, пятница - …
Сентябрь, май, июль - …
Пушкин, Чуковский, Маршак - …
Маша, Петя, Вася - …
Морковь, помидор, огурец - …
Персик, апельсин, яблоко - …
Свинья, корова, собака - …
Мяч, кукла, лото - …
Игра "Продолжи ряд"
Цель: продолжить ряд понятий, соответствующих одному обобщению. Подобрать не менее 3-х слов. В каждом случае назвать обобщающее понятие.
Стол, стул, диван…
Творог, сыр, масло…
Врач, повар, летчик…
Сок, кефир, компот…
Шишка, жёлудь, орех…
Корабль, яхта, лодка…
Паровоз, электричка, трамвай…
Книга, альбом, блокнот…
Торшер, бра, настольная лампа…
Сосиски, колбаса, котлета…
Земляника, клюква, малина…
Сыроежка, лисичка, подберёзовик…
Сосна, берёза, липа…
Жасмин, шиповник, сирень…
Дождь, ветер, иней…
Игра "Придумай инопланетянина"  
Цель: развитие воображения, активизация внимания, мышления и речи.
Оборудование: бумага и карандаши для каждого ребенка.
Ход игры: - Ребята, сегодня вы будете рисовать инопланетянина. Для того, чтобы нарисовать его интересным продумайте сначала каким он будет. Какая будет у него голова, одна ли она будет или несколько, какие у него будут руки и ноги, может вместо них будет что-то другое. Вам надо пофантазировать.
Итог: - А теперь каждый из вас коротко расскажет нам о своем инопланетянине. Расскажите, как его зовут, с какой он планеты, чем питается, какой он – добрый или злой.
 Игра " Упражнения для развития мышления №2"  
Цель: выбрать из 3-х объектов один лишний, с учётом выделенного признака, и подробно объяснить свой выбор.
Цвет: цыплёнок, лимон, василёк.
Огурец, морковь, трава.
Халат врача, помидор, снег.
Форма: телевизор, книга, колесо.
Косынка, арбуз, палатка.
Величина: бегемот, муравей, слон.
Дом, карандаш, ложка.  
Материал: банка, кастрюля, стакан.
Альбом, тетрадь, ручка.
Вкус: конфета, картошка, варенье.
Торт, селёдка, мороженое.
Вес: вата, гиря, штанга.
Мясорубка, перышко, гантели.
Бывает - не бывает
Количество игроков: любое
Дополнительно: мяч
Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч надо отбить.
Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т.д.
 Кто кем будет
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Ведущий показывает или называет предметы и явления, а игрок должен ответить на вопрос, как они изменятся, кем будут. Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, желудь, семечко, гусеница, икринка, мука, деревянная доска, железо, кирпичи, ткань, кожа, день, ученик, больной, слабый, лето и т.д.
Может существовать несколько ответов на один вопрос. Необходимо поощрять ребенка за несколько ответов на вопрос.
Отвечай быстро
Количество игроков: любое
Дополнительно: мяч
Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но любое и качество (вкус, форму) предмета.
Ты мне веришь или нет?
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Ведущий называет фразы, а игроки должны определить среди них ошибочные. Можно просто отвечать "верю" или "не верю" (верно - неверно). Можно договориться, что если фраза верная, то игроки прыгают, а если неверная, то приседают.
Самый простой вариант просто на знания:
Эта ручка синяя
У людей три глаза
Вода мокрая
Два плюс два равно три
А теперь пробуем включить логику:
Все кубики красные
Некоторые карандаши сломаны
Все птицы летают
Зимой постоянно идет снег
Осенью иногда идет дождь
Чай всегда горячий
Некоторые мальчики носят юбки
Что на свете колючее?
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Попробуйте вспомнить вместе с ребенком, что на свете есть колючего? Иглы у ели и ёжика, швейные иголки и булавки, шипы роз и шиповника, папин подбородок....
Назовите несколько колючих объектов, возможно малыш добавит к ним другие. Например, назовите сами ёлку, ёжика, иглы и булавки. А когда гуляете в парке или в лесу найдите колючие растения, покажите ребенку шипы. Для чего они нужны растению? Наверняка, ребенок вспомнит вашу игру и сам добавит находку к категории "колючих вещей".
Можно поиграть и с другими свойствами. "Что на свете холодное?", "Что на свете круглое?", "Что на свете липкое?". Только слишком много сразу свойств не спрашивайте. Лучше что-то одно. Главное, чтобы ребенок запомнил принцип и включал в группу, допустим, "колючих вещей" все новые и новые объекты.
Придумай название
Количество игроков: любое
Дополнительно: книги со стихами
Подберите несколько небольших детских стихотворений (можно из сборников).
Читайте ребенку стихотворения не называя заголовка и, предложите малышу самому придумать каждому стихотворению какое-то название.
Игра научит малыша обобщать и выделять главную мысль в стихотворении.
 
Хорошо — плохо
Количество игроков: любое
Дополнительно: мяч
Дети сидят в кругу. Ведущий задает тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях.
Ведущий:
- Дождь.
Дети:
- Дождь — это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо — намочит нас, бывает холодным.
Ведущий:
- Город.
Дети:
- Хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо — не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.
Нужно - не нужно
Количество игроков: любое
Дополнительно: предметные картинки
Ведущий говорит: "Я хочу посадить огород. Капуста нужна?" Дети отвечают: "Нужна". Перечисляя овощные растения, ведущий называет фруктовые. Кто из детей ошибся, платит фант.
"Засадив" огород, дети продолжают игру - начинают "засаживать" сад. Ведущий, перечисляя фрукты, употребляет названия овощей.
Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.
4.Игры на развитие памяти
Развитию памяти у детей дошкольного возраста способствуют разучивание стихов, рассказывание прослушанных сказок, стихотворений, подвижные игры со словами.
«Какой игрушки не хватает»        
Рекомендуется для развития зрительной памяти детей. Поставить перед ребёнком на 1 минуту 4 – 5 игрушек, затем попросить ребёнка отвернуться и убрать одну игрушку. Задать вопрос, «Какой игрушки не хватает?» Далее игра усложняется:
а) увеличить кол-во игрушек;
б) ничего не убирать, а только менять игрушки местами.
«Запомни картинки»        
Рекомендуется для развития зрительной памяти. Ребёнку предлагают 10 картинок, на каждой из которых изображено по одному предмету. Ребёнок должен рассматривать эти картинки 2 минуты. Потом картинки убирают, а ребёнка просят назвать те картинки, которые ему удалось запомнить.
Эту игру можно организовать и с несколькими детьми и в парах. выигрывает тот из ребят, кто запомнил больше предметов.
«Заметь и запомни»        
Помогает развивать зрительную память и наблюдательность.
Игра состоит в следующем: на столе выкладывают 7-10 различных предметов и прикрывают их. Затем, приоткрыв примерно на 10 секунд, снова закрывают и предлагают ребёнку их перечислить. Эта игра может иметь множество вариантов.
«Прогулка в картинках»        
 Игра развивает зрительную и слуховую память и внимание ребёнка. Во время прогулки обращать внимание ребёнка на дорожные знаки, рекламные щиты, можно беседовать с ребёнком о том зачем всё это нужно.
По возвращении попросите ребёнка нарисовать те знаки которые он запомнил.
«Запоминаем вместе»        
Для развития слуховой памяти с группой ребят.
Один ребёнок называет какой – нибудь предмет, второй повторяет названное слово и добавляет какое – либо своё . Третий ребёнок повторяет первые 2 слова и добавляет третье. Четвёртому ребёнку придётся повторять уже 3 слова, а потом назвать своё и т. д.
 От раза к разу будет увеличиваться количество слов, которые запоминают дети, то есть будет увеличиваться объём памяти.
5.Игры на развитие речи.
Игры «в слова» обогащают лексический запас ребёнка, приучают быстро находить нужные слова ( «не лезть за словом в карман»),актуализирую пассивный словарь. Большинство таких игр рекомендуется проводить с ограничением времени, в течение которого выполняется задание (например, 3-5 минут).Это позволяет внести в игру соревновательный мотив и придать ей дополнительный азарт.
 «Дополни слово»        
 Ведущий называет часть слова (кни…) и бросает мяч. Ребёнок должен поймать мяч и дополнить слово (…га). В роли ведущего ребёнок и взрослый могут выступать поочерёдно.
 «Составь слово»         
 Из предлагаемого набора букв составить как можно больше слов: а, к, с, о, и, м, т.(сок, том)
 «Противоположности»        
 Назвать слова, противоположные по значению:
 тонкий- острый- чистый-
 громкий- низкий- здоровый- и т.п.
 «Транспорт»        
 Расширение словарного запаса, развитие внимания, воспитание способности к согласованному взаимодействию.
 Каждому ребёнку даётся картинка с изображением транспорта. Дети встают в круг, показывают и называют имеющиеся у них картинки. Затем ведущий произносит название, какого – либо транспорта. Ребёнок, у которого находится соответствующая картинка, выбегает из круга. Ведущий бежит за ним. Чтобы не быть пойманным, игрок должен быстро назвать вид транспорта, изображённый на карточке любого игрока. После того как название произнесено, первый игрок останавливается, а из круга выбегает ребёнок, у которого находится указанная картинка. Ведущий пытается догнать его, а игрок – побыстрее назвать следующий транспорт.
 «Кто больше сочинит»        
 Подбирается несколько предметных картинок. Ребёнку предлагается найти рифму к названиям изображённых на них предметов. Рифмы можно подбирать и к словам, не сопровождая их показом картинок.
 огурец – молодец заяц – палец
 очки – значки цветок – платок
 Для объяснения понятия «рифма» можно привлечь отрывок из книги Н.Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей» о том как Незнайка сочинял стихи.
 «Перевёрнутые слова»        
 Ребёнку предлагается набор слов, в которых буквы перепутаны местами. Необходимо восстановить нормальный порядок слов. например: МАИЗ – ЗИМА.
 «Чудесный мешочек»        
 На столе раскладывают несколько игрушек. Два ребёнка из группы громко произносят их названия. первый ребёнок произносит слово так, чтобы наиболее отчётливо в нём прозвучал первый звук (ммашина, жжираф), а второй выделяет голосом последний звук каждого слова ( заяцц, мячч, петухх). Затем все игрушки помещают в чудесный мешочек, дети поочерёдно опускают руку в мешочек, ощупывают игрушку, называют её, определяют первый и последний звук в слове-названии. После того как ребёнок назвал игрушку, её достают из мешочка. Если название угадано, верно, то игрушку кладут на левую сторону стола. Если ребёнок дал неверное название или ошибся при определении первого (последнего) звука в слове, игрушку помещаю на правый край стола.
 В конце подсчитывается количество правильных ответов, у кого больше – тот и выиграл.
 «Где твоё имя?»        
 На прогулке воспитатель рисует с детьми несколько больших квадратов на земле и сообщает, что в них спрятались имена детей. В первом квадрате находятся те из них, которые в своём звучании имеют звук К. Детям предлагают подумать и определить, кто из них может оказаться в первом квадрате (Коля, Максим, ..). Во втором квадрате – имена, с которых слышится звук Ш (Маша, Шура,..) и т.д. За каждый правильный ответ ребёнок получает камешек. В конце игры подсчитывают у кого больше камешков – правильных ответов.
 «Подбери слово»        
 Эта игра позволяет развивать сообразительность и умение выделять отдельные звуки и определять их место в слове. Подбери слово, чтобы первый звук был Р (рак. Рома, ..);..А (арбуз, автобус) и т. д.
 Подбери слово, чтобы первый звук был К, а последний – Ш (карандаш. камыш,…)
 Придумай кличку собаке, чтобы второй звук был У , а последний К (Шустрик, Кузнечик)
 Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук У (бумага, луковица, …
 «Кто быстрее»        
 Быстро и чётко произносить скороговорки.

 

Наверх
Мы используем cookies. Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с этим. Нажмите на кнопку «Согласен», и уведомление исчезнет.