Сценарий родительской гостиной на тему:
«Современные дети и гаджеты»
Подготовили: старший воспитатель Волкова Е. А.
педагог – психолог Кузина О. Н.
Цель: Расширение и углубление знаний родителей о проблемах взаимодействия детей с современными гаджетами.
Задачи:
1. Познакомить родителей с темой собрания и её значимостью.
2. Через игру «Компьютерный ринг» совместно с родителями выявить проблемы взаимодействия детей с современными гаджетами.
3. С помощью видеорепортажа «Как компьютерные игры берут контроль над человеком» показать родителям, какие психологические проблемы могут возникнуть у детей.
4. Дать родителям рекомендации « Что поможет избежать зависимости?»
Форма работы: родительская гостиная.
Участники собрания: педагог-психолог, старший воспитатель, родители
Предварительная работа:
- Изготовление приглашений на родительское собрание
- Изготовление памяток для родителей «Профилактика компьютерной зависимости у ребёнка» ( Приложение 1)
- Составление памяток-подсказок для проведения «Компьютерного ринга»
( Приложение 2)
Инструментарий и раздаточный материал:
- памятки-подсказки, памятки для родителей, проектор, видеосюжеты.
План собрания:
- Вводный этап. Игра с родителями (эмоциональный настрой)
- Доклад с презентацией (старший воспитатель Волкова Е. А.)
- Игра «Компьютерный ринг»
- Просмотр репортажа корреспондента первого канала «Как компьютерные игры берут контроль над человеком».
- Выступление иерея Иоанна Сулимова
- Рекомендации родителям « Что поможет избежать зависимости?»
- Заключительный этап. Подведение итогов собрания
- Рефлексия. Просмотр видео «Уделяйте больше времени детям»
Ход встречи
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада, что Вы нашли время и пришли на нашу встречу.
1. Эмоциональный настрой (игра с родителями)
Крикните громко и хором, друзья
Деток своих все вы любите? (да)
С работы пришли, сил совсем нет,
Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)
Я вас понимаю… Как быть, господа?
Проблемы детей решать, нужно нам? (да)
Дайте мне тогда ответ:
Помочь откажитесь нам? (нет)
Последнее спрошу вас я:
Активными все будем? (да)
Ведущий: Сегодня мы собрались, обсудить тему: ««Современные дети и гаджеты». Во время нашей встречи мы вместе постараемся разобраться: современные гаджеты «добро» или «зло». Какие проблемы могут возникнуть у детей при взаимодействии с современными гаджетами, а в частности с компьютерными играми.
Скажите, честно, как у вас дома проходят вечера?
Во многих семьях, как только ребенок научится сидеть, его устраивают перед экраном телевизора или компьютера который все больше заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные, разговоры с отцом. Экран становится главным воспитателем ребенка. С одной стороны, это очень облегчают нашу жизнь. В самом деле, ребенок не пристает, ничего не просит, не подвергается риску и в то же время получает впечатления, узнает что-то новое, приобщается к современной цивилизации. А с другой стороны – мы вынуждены платить за это физическим и психическим здоровьем наших детей.
Психологи и логопеды бьют тревогу. В последние годы у детей часто наблюдается задержка речевого развития: дети поздно начинают говорить, мало и плохо разговаривают, речь бедна и примитивна. Сидя у экранов телевизора, ребенок не учится говорить, а учится лишь подражанию звуков. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом общении, когда ребенок не только слушает чужие слова, но и является участником диалога: задает вопросы, отвечает.
Все чаще отмечается у детей неспособность к фантазии и творческой активности. У них нарушается внимание и способность к концентрации на каком-либо занятии, нет заинтересованности в делах. Многим трудно воспринимать информацию на слух, они не могут удержать в памяти цепочку из нескольких предложений, связать их одним смыслом. Поэтому детям не интересны и скучны книги.
Становление внутреннего мира ребенка, формирование его личности происходит именно в детском возрасте и только в совместной жизнедеятельности со взрослыми. Отсутствие внутреннего мира, душевная пустота порождают детскую агрессию и жестокость.
Все сказанное, конечно, не означает полностью исключить современные ИКТ из жизни ребенка. При рациональном использовании они могут стать средствами, которые способны развить творческие способности ребенка, его интеллектуальную сферу, моторику, зрительно-моторную координацию.
Для нас самое главное, чтобы дети не попали в зависимость от «компьютерного друга», а ценили живое, эмоциональное человеческое общение и стремились к нему.
Ведущий: Как мы видим компьютер, планшеты, смартфоны, и в самом деле очень необычная игрушка. Но вот вопрос: приносят компьютеры нашим детям – больше пользы или вреда?
Существуют как сторонники, так и противники применения гаджетов в деятельности детей дошкольного возраста. А как считаете вы: можно ли и нужно ли дошкольнику общаться с гаджетами?
А для этого устроим « Компьютерный ринг».
Для этого нам нужно разделиться на две команды. За столом с красными подсказками - сторонники применения современных гаджетов в дошкольном воспитании, а за столом с желтыми - его противники. На каждом из лежащих на столе листов обозначено то или иное свойство современных гаджетов. Задача команд - выбрать нужные и, опираясь на них постараться убедить членов другой команды в истинности именного вашего мнения.
- Как видите у современных гаджетов есть и положительные и отрицательные стороны.
Один из важных факторов риска - это нагрузка на психику. Предлагаем ознакомиться с сюжетом «Как компьютерные игры берут контроль над человеком».
Просмотр видеорепортажа «Как компьютерные игры берут контроль над человеком».
- Между здоровьем и болезненным пристрастием - тонкая грань. В сюжете грань разрушена. Чтобы не довести до такой крайности, психическую нагрузку можно уменьшить.
Что поможет избежать зависимости?
- Прогулки, игры, обсуждение интересных вопросов (книг, музыки и т. д., посещение музеев, театров, походы в кино или кафе, общение с друзьями — совместное времяпрепровождение. Тогда потребность в частом использовании технических средств как развлечения пройдет сама собой. Посмотрите, что вызывает у вашего ребенка наибольший интерес и развивайте это.
- Помните про родительский контроль, так как, несмотря на договоренность, дошкольники часто забываются и могут использовать гаджеты, смотреть телевизор дольше, чем положено.
- Домашние животные благотворно повлияют на формирование у ребенка чувства ответственности, научит заботиться о других.
- Сокращение времени работы с устройством - давайте поручения, просите участия ребенка в делах, делая акцент на том, что без него с ними справиться трудно.
- Быть примером для своих детей. Не хвататься за телефон каждую свободную минутку, чтобы посмотреть, что новенького появилось в социальных сетях. А за пару часов до сна вообще выключать и убирать все гаджеты подальше. Давать детям играть в гаджеты перед сном не рекомендуется, так как ребенок может перевозбудиться и от этого плохо спать или не заснуть вовсе.
Родители - это зеркало, в которое смотрит ребенок. Если родители проводят все свободное время за монитором компьютера, играя в игры на планшете, общаясь на различных сайтах в смартфоне, то малыш подсознательно будет стремиться к такому же образу жизни, так как дети копируют поведение взрослых и стараются на них походить.
Слово предоставляется иерею Иоанну Сулимову.
Заключительный этап.
И так, всё дело в чувстве меры. Дело в том, что недолгое пребывание за компьютером улучшает концентрацию внимания, а чрезмерное - ухудшает. И чтобы компьютер здоровью не повредил, очень важно регламентировать время, которое ребёнок проводит за компьютером. Родителям при решении этого вопроса надо проявить, с одной стороны, настойчивость и последовательность, а с другой - преодолеть собственный соблазн отдохнуть от ребёнка, который, сидя за компьютером, не мешает заниматься домашними делами или смотреть телевизор. Чтобы предотвратить дурное влияние компьютера на детей, время занятий должно быть определено вами сразу.
Описанные нами все за и против пребывания за компьютером вашим ребёнком, отнюдь не преувеличены, но и не преуменьшены. Следуя нашим советам и рекомендациям, вы сумеете создать в своей семье благоприятную и безопасную компьютерную среду. А ваши дети вырастут и здоровыми, и одновременно чувствующими себя уверенно и комфортно в мире новых информационных технологий.
Рефлексия.
Кем вы хотели стать в детстве? Сбылась мечта? А вот кем хочет стать один из современных малышей.
Просмотр видео ролика «Уделяйте больше времени детям»
Забери у дитя телефон.
Посмотри с ним на рыбок, на птичек,
Поиграй с ним в футбол: ты и он,
И костёр разведи с ним без спичек.
Почему нужно сунуть планшет,
В ручки детские вместо скакалок?
Телевизор, "iPhone", интернет,
Не заменят ни "пряток", ни "салок".
Наши дети не знают совсем,
Ни иголки, ни швабры, ни тряпки...
"Виртуальное" – нет других тем!
Где теперь шалаши и палатки?
Борщ сварить и испечь пироги,
Как носочки стирать и штанишки?
Ты войти ему в ЖИЗНЬ помоги.
Завтра взрослыми станут детишки.
Посади с ним цветок, деревцо.
Пусть на них смотрят детские глазки.
Отверни от экрана лицо,
Расскажи ему мудрую сказку.
Научи его книги читать,
Размышлять над поступком героя,
Научи и творить, и мечтать,
Обсуждать все проблемы с тобою.
Покажи, что живой мир вокруг:
Ни "мультяшный", ни "зло-виртуальный",
Научи его: что значит ДРУГ!
В ЖИВЫХ играх и в жизни РЕАЛЬНОЙ.
Пусть его свежий воздух пьянит,
Ведь занятий вокруг – миллионы!
Радость детства продли хоть на миг:
Дай СЕБЯ ему вместо АЙФОНА!
- Каждому участнику мы даем памятку «Профилактика компьютерной зависимости у ребёнка». Надеемся, при соблюдении данных рекомендаций вы вместе со своим ребёнком избежите проблем, о которых мы сегодня говорили.
- Благодарим за участие в нашей встрече. Желаем вам, чтобы ваши дети любую жизненную задачу смогли решить сами, не прибегая к технике, а общаясь с живыми людьми.
Приложение 1
Памятка для родителей
«Профилактика компьютерной зависимости у ребенка»
1.Поощряйте творческие увлечения ребенка, будь то рисование или занятия музыкой.
2.Приобщайте ребенка к занятиям спортом, ведь у детей, увлеченных спортом, компьютерная зависимость проявляется реже.
3.Не забывайте, для ребенка важен личный пример родителей. Нельзя, чтобы слова расходились с делом. И если отец разрешает сыну играть не более часа в день, то и сам не должен играть по три-четыре часа.
4.Если ваша работа связана с компьютером, и вы вынуждены проводить за ним много времени, в беседах с ребенком акцентируйте его внимание на том, что компьютер вам необходим для работы.
5. Соблюдайте режим работы за компьютером. Попытайтесь объяснить ребенку, что компьютер не право, а привилегия, поэтому проведение времени за ним подлежит контролю со стороны родителей. Однако не злоупотребляйте своим "правом на запрет", ведь "запретный плод сладок".
6. Предложите ребенку другие способы времяпрепровождения. Можно составить список дел, которыми стоит заняться на досуге. Важно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, прогулки, настольные и подвижные игры и т. д.).
7.Используйте компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры и т. д.).
8.Обратите внимание на компьютерные игры, в которые играют дети, т. к. некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов. Обсуждайте игры с ребенком, выбирайте их вместе. Отдавайте предпочтение развивающим играм. Крайне важно научить ребенка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит общения.
9.Если ребенок все-таки имеет компьютерную зависимость, то не стоит устанавливать резкие запреты или ограничения, ребенок может проводить за компьютером два часа в будний день и три – в выходной. Обязательно с перерывами.
10.Если родители самостоятельно не могут справиться с проблемой, не стоит откладывать или бояться визита к специалисту, важно вовремя обратиться к психологам в специализированные центр.
Приложение 2
Варианты подсказок:
* вызывает интерес к новой технике
* развивает творческие способности
* полностью захватывает сознание ребёнка
* нарушение обмена веществ, ослабление иммунитета, кислородное голодание мозга (в результате сдавливания сосудов и отсутствия свежего воздуха, расстройства сна);
* отрицательно влияет на физическое развитие детей
* Повышается уровень агрессивности детей, жестокости , появляются страхи, тревожность, невротические симптомы,
* формирует психологическую готовность к овладению компьютерной грамотности
* позволяет развивать воображение ребёнка, моделируя совершенно новые ситуации, даже из области будущего и нереального
* воспитывает внимательность, сосредоточенность
* Страдает развитие мыслительной сферы, внимания, памяти, воображения, речи.
* снижает интеллектуальную активность детей за счет развлекательного содержания игры
* позволяет лучше и быстрее освоить понятия цвета, формы, величины
* помогает овладеть чтением и письмом
* покраснение и сухость глаз, ухудшение зрения ребёнка
* способствует возникновению нарушения осанки, проблемы с мышцами от их длительной неподвижности
* развивает элементы наглядно-образного и логического мышления
* тренирует внимание и память
* трудности в общении с людьми, робость и застенчивость, растерянность в реальных жизненных ситуациях
* способствует развитию гиподинамии
* воспитывает целеустремлённость
*Зависимость - частое использование устройств, отсутствие других интересов в жизни, проблемы личного характера.