Консультация для родителей
«Использование художественной литературы в духовно – нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста».
Подготовила : Зюзина М.А.
«Воспитывать человека - значит определять судьбу нации»
Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II
Актуальной задачей в настоящее время является духовно-нравственное воспитание детей. От того как будет воспитан дошкольник в нравственном отношении зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.
Давно признано огромное значение литературных произведений для воспитания и образования дошкольников. Эти произведения несут в себе большой потенциал положительных и нравственных поучений. Дети без постороннего вмешательства легко улавливают идейную направленность: добро побеждает зло. В педагогической практике можно использовать как народные или известные авторские (Г.Х.Андерсона, К.Луиса, Ш.Перро и др.), так и специально сочиненные сказки. Народные и авторские сказки, потешки, поговорки, пословицы, рассказы воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно – нравственных народных воззрениях видение жизни.
Как же приобщить ребенка к книге, как реализовать ее нравственный потенциал?
С целью реализации богатейших воспитательных возможностей художественной литературы стараемся использовать разные методы:
Наглядный: чтения педагогом рассказов, наблюдений, показа сказок (педагогом, детьми),
рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов, проведения дидактических игр,
экскурсий по городу, целевых прогулок.
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе: чтения литературных произведений воспитателем; бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя; ответов на вопросы педагога, детей; проведения разнообразных игр; сообщения дополнительного материала воспитателем; загадывания загадок; рассматривания наглядного материала; рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок; разбора житейских ситуаций; проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практический метод используется, когда необходимо: организовывать продуктивную деятельность; провести игры, оформить коллекцию семян для занятия; сшить кукол к сказкам; организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины; провести экскурсии различной направленности; организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников; изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
Чтобы дети усвоили не только содержание литературного произведения, но и нормы поведения его использовали: как материал игры, инсценировки, рисования, лепки, формирования умений и навыков основных движений. Художественные произведения включали в процесс формирования культурно-гигиенических навыков у детей. Использовали и такие приемы, как подбор близких по содержанию художественных произведений, иногда вели беседу сразу по двум произведениям для формирования у детей сравнительной оценки поступков героев.
Один из приемов работы - это постановка вопросов с нравственной направленностью. Читая детям художественные произведения, стремимся показать слушателям, в чем главные жизненные ценности. Так, например, знакомя детей со сказкой «Лиса и журавль» подводили детей к размышлению, что такое жадность и хитрость, каким нужно быть, чтобы тебя любили, ждали в гости, радовались твоему приходу. Проанализировав художественную литературу, выделили произведения направленные на воспитание духовно-нравственных качеств старших дошкольников.
Проблема:
- Трусость - Э.Успенский «Академик Иванов»,С.Маршак «Чего боялся Петя», О.Григорьев «Дрожащие стихи».
- Жадность - Венгерская сказка «Два жадных медвежонка», Народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко», А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Я.Аким «Жадина».
- Привычка брать без разрешения - Л.Толстой «Косточка», Н.Носов «Огурцы», С.Михалков «Находка».
- Хитрость - хакасская народная сказка «Лягушка и журавль», русская народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк», Н.Носов «На горке», В.Драгунский «Он живой и светится», румынская сказка «Сапожки борзой собаки».
- Трудолюбие и лень, грубость, капризы – С.Маршак «Двенадцать месяцев», В.Губарев «Королевство кривых зеркал», Б.Заходер «Серая звёздочка», В.Осеева «Волшебное слово», Г.Остер «Вредные советы», В.Драгунский «Хитрый способ», Э.Успенский «Если бы я был девчонкой», «про Сидорова Вову», Мексиканская сказка «Вежливый кролик», А.Барто «Вовка – добрая душа», В.А. Сухомлинский «Каждый человек должен», В. Осеева «Своими руками», В. Мусатов «Как хлеб на стол пришел», В. Осеева «Сыновья», П. Поляков «О трудолюбии», И. Рутенин «Три сестрицы».
- Агрессивность - Э.Мошковская «Человек бесчеловечный», Е.Пермяк «Самое страшное», Е.Серова «Нехорошая история».
- Жестокость - Х.К.Андерсен «Гадкий утёнок», Р.Погодин «Жаба», Н.Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка», русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», В.Солоухин «Бишка», Ф.М. Достоевский «Дорогая копеечка», З. Тонелиус «Три ржаных колоска», Е. Кошевая «Мой сын», И. Рутенин «Премудрый царь», «Два дара» (народная сказка).
- Эгоизм - Е.Пермяк «Сила не право», Д.Лукич «Четыре девочки», Л.Толстой «Птичка», Уолтер «Мальчик - звезда», В.Осеева «Печенье».
- Непослушание - К.Ушинский «Умей обождать», М.Горький «Воробьишко».
- Правда и ложь - Н.Носов «Карасик», «Фантазёры», В.Осеева «Почему», В.А. Сухомлинский «Даже цветы покраснели от стыда», «Как мальчики съели мед», «Почему Сереже стало стыдно», «Я больше не буду».
Художественные произведения помогали нам установить с детьми тесный эмоциональный контакт, доверительные, доброжелательные отношения через ласковые обращения, которые в них содержаться. Благодаря целенаправленному использованию художественной литературы в духовно-нравственном воспитании детей, мы с каждым годом убеждаемся, что наши дети становятся добрее, более участливы друг к другу, контролируют свои поступки, приобретают нравственные качества. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства - способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.
Проблема |
Литература |
Трусость |
Э.Успенский «Академик Иванов» С.Маршак «Чего боялся Петя» О.Григорьев «Дрожащие стихи» |
Жадность |
Венгерская сказка «Два жадных медвежонка» Народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко» А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» Я.Аким «Жадина» |
Привычка брать без разрешения |
Л.Толстой «Косточка» Н.Носов «Огурцы» С.Михалков «Находка» |
Хитрость |
Хакасская народная сказка «Лягушка и журавль» Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк» Н.Носов «На горке» В.Драгунский «Он живой и светится» Румынская сказка «Сапожки борзой собаки» |
Лень, грубость, капризы |
«Двенадцать месяцев» В.Губарев «Королевство кривых зеркал» Б.Заходер «Серая звёздочка» В.Осеева «Волшебное слово» Г.Остер «Вредные советы» В.Драгунский «Хитрый способ» Э.Успенский «Если бы я был девчонкой», «про Сидорова Вову» Мексиканская сказка «Вежливый кролик» А.Барто «Вовка – добрая душа» В.Железников «Рыцарь» |
Агрессивность |
Э.Мошковская «Человек бесчеловечный» Е.Пермяк «Самое страшное» Е.Серова «Нехорошая история» |
Жестокость |
Х.К.Андерсен «Гадкий утёнок» Р.Погодин «Жаба» Н.Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка» Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Хаврошечка» В.Солоухин «Бишка» |
Эгоизм |
Е.Пермяк «Сила не право» Д.Лукич «Четыре девочки» Л.Толстой «Птичка» Уолтер «Мальчик - звезда» В.Осеева «печенье» |
Непослушание |
К.Ушинский «Умей обождать» М.Горький «Воробьишко» |
Лживость |
Н.Носов «Карасик», «Фантазёры» В.Осеева «Почему» |
Художественные произведения помогали нам установить с детьми тесный эмоциональный контакт, доверительные, доброжелательные отношения через ласковые обращения, которые в них содержаться.
Благодаря целенаправленному использованию художественной литературы в духовно-нравственном воспитании детей, мы с каждым годом убеждаемся, что наши дети становятся добрее, более участливы друг к другу, контролируют свои поступки, приобретают нравственные качества.
Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства - способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.