Мастер – класс для педагогов
«Художественные произведения-путь
к нравственному развитию дошкольников»
Цель: обогащение знаний педагогических работников по вопросу воспитания нравственных качеств дошкольников на основе включения их в систему социальных отношений посредством произведений художественной литературы.
Ход мастер-класса
Ведущий педагог приветствует участников. Предлагает всем стать в круг, и передавая сердечко произнести добрые слова или пожелание друг другу.
1.Педагог: Уважаемые коллеги, попрошу Вас ответить на вопросы при помощи поднятия рук. Скажите, кто из Вас удовлетворён воспитанностью детей своей группы? Кто удовлетворён воспитанностью своих детей? Кто с уверенностью скажет, что родители воспитанников всегда культурны и вежливы?
Вы знаете, работая в дошкольном учреждении, наблюдая за детьми и родителями, их взаимоотношениями, я заметила, что нередки случаи, когда родители не здороваются, не говорят до свидания, не обращаются к педагогам по имени и отчеству, сознательно говорят ребёнку неправду, не прилагают усилий по воспитанию у детей нравственных качеств: вежливости, честности, отзывчивости.
Это подтолкнуло меня к тому, что необходимо глубже рассмотреть вопрос социально-нравственного и личностного развития дошкольников, пробовать различные способы реализации воспитательных задач. Очень чётко сказал Рузвельт «Воспитывая человека интеллектуально и не воспитывая его нравственно – значит вырастить угрозу для общества».
Да, эта тема не нова, но проблема воспитания нравственной личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение, так как в настоящее время смяты нравственные ориентиры.
Огромное значение в данном вопросе играет художественная литература. Сегодня я попытаюсь показать положительные моменты своего опыта работы по теме: «Воспитание нравственных качеств дошкольников 5 -7 лет средствами художественной литературы».
Работая с дошкольниками, мы много читаем, рассказываем, рассматриваем. Но задумываемся ли мы о содержании предлагаемых произведений. На мой взгляд, самое главное, это подбор литературных произведений, которые доступны моим воспитанникам, имеют глубокий смысл и содержательность, предлагают детям возможность получить нравственный урок, сформулировать идею. Я не читаю детям сказки где не могу объяснить идею.
Я смело могу озвучить первое правило своей работы. (Правило крепится на мольберт).
1 ПРАВИЛО: Подбирайте содержательные литературные произведения, при необходимости сокращайте, упрощайте, уточняйте отдельные моменты текста.
2.Педагог предлагает участникам игру: «Сказка и идея».
Три подгруппы участников: по предложенным названиям сказок формулируют к ним идею.
1. «Царевна-лягушка».
2. «Маша и медведь».
3. «Красная шапочка».
После обмена мнениями подбирают сказки или рассказы к предложенной идее.
1. Будь вежлив, уважителен, внимателен.
2. Слушай и уважай старших.
3. Говори правду, не обманывай.
2 ПРАВИЛО: Озвучивайте детям смысл, главную идею художественного произведения.
3. Ни для кого не секрет, что особый вклад в воспитание нравственных качеств вносят поговорки, короткие стихи, потешки и прибаутки, которые поучительны для детей. На их примере дети ярко видят и учатся отличать хорошее или плохое, правильное или неправильное.
Послушайте стихотворение Э. Мошковской «Кислые стихи».
Встало солнце кислое,
Смотрит – небо скисло,
В кислом небе
Кислое облако повисло…
И спешат несчастные
Кислые прохожие,
И жуют ужасное
Кислое мороженое…
Даже сахар кислый!
Скисло всё варенье!
Потому что кислое было настроение.
Как вы думаете, от кого или отчего зависит ваше настроение? А от вас оно зависит? Как можно его улучшить, изменить, подсластить?
Игра «Мешочек чувств». Педагог говорит, что утром, проснувшись, мы спокойны, настроены на хороший лад, улыбаемся (она кладёт в прозрачный мешочек пёрышки). Начался обычный день… У Вас убежал кофе, порвались колготки, на повышенном тоне ответил ребёнок, опаздываете на работу, на улице нет освещения (педагог кладёт камушки в тот же мешочек). Что происходит? В мешочке тяжесть, это Ваша обида и злость. Мешочек потерял форму. (Тяжёлый мешочек передаётся участниками по кругу). И такое же душевное состояние у Вас. Обида, злость, неприятность остались у Вас внутри грузом. И как с ним справиться? Один выход – выбросить! Но как? Забыть об этих мелочах, переключиться, подумать о важном, глобальном (педагог достаёт камушки из мешочка). Какой мешочек? Легкий, воздушный, не обременённый. И у Вас будет такое же состояние. Попробуйте, получится. Мы останавливаем своё внимание на мелочах, а это того не стоит. (Лёгкий мешочек передаётся участниками по кругу).
У меня бывают грустные моменты в жизни, но придя на работу и увидев улыбки детей, ощутив поддержку коллег и понимание родителей, все обиды отдаляются. Запомните, Ваше настроение и состояние зависит только от Вас. Улыбнитесь (Звучит песня «Улыбка»).
3 ПРАВИЛО: Улыбайтесь детям, шутите с ними, старайтесь облегчать свои чувства и чувства детей, быть в хорошем настроении.
4.Обратимся к толковому словарю:
Этика – философское учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе.
Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.
Добро – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу. Добро – это ладно, хорошо. Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям.
Чтение рассказа А. Глебова «Бабушкина сказочка».
«…Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить без подружки. Вот и обратилась она к старому волшебнику.
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку.
Подумал волшебник и сказал: «Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет».
Утром, когда солнце осветило землю,пришла Любовь и видит: стоят у сосен пять прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот выбирай, говорит волшебник. Одну зовут Радость, другую Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.
- Они все прекрасны, не знаю, кого выбрать.
- Твоя правда, они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну, и она будет тебе подругой на всю жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой: у одной как небо синие, у другой как изумруд, зелёные, у третьей – как яхонт, серые, у четвёртой, как тёмный бархат, чёрные, у пятой, как незабудки, голубые.Мини-диалог: «Какую девушку выбрали бы Вы и почему?».
Задумалась Любовь. Потом подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку…».
Да, пожалуй, доброты нам часто не хватает. Людям надо стать добрее. Опыт моей работы подтвердил закономерность нравственного воспитания, которую хорошо сформулировал В. Сухомлинский «Если человеку делать добро – в результате будет добро»
4 ПРАВИЛО: Будьте добры к детям, учите их доброте.
5. Одним из ведущих методов знакомства с художественной литературой является драматизация, постановка произведения. Позвольте Вам предложить сыграть по ролям рассказ Л. Воронковой «Снег идёт». (Педагог предлагает участниками взять атрибуты и по ходу чтения текста выполнять определённые движения).
«Подули студёные ветры,и зима загудела в трубу:
«Я иду-у-у. Я бреду-у-у.»
Зачерствела грязь, стала жёсткой, как камень. Лужицы промёрзли до дна. Всё деревня стала тёмная, скучная – и дорога, избы, изгородь и лес… Вдруг тихо пошёл снег. Всё небо, весь воздух были полны снежинок. Снежинки летели, падали, кружились и снова падали. Они ложились на чёрствую грязь, на деревенские крыши, на замороженные лужицы, на изгороди, на деревья, на ступеньки крыльца. Когда снежинки летят, они как пух. А когда разглядишь поближе, то увидишь звёздочки, и все они резвые, и все разные. У одной лучики широкие и зубчатые, у другой – острые, как стрелки. А снег всё шёл и шёл. Снежинки всё кружились и падали. Деревню было не узнать. Стала она вся белая – и крыши белые, и дорога белая, и деревья белые… А потом выглянуло солнышко, снег заблестел, загорелись искорки. Зима пришла!».
5 ПРАВИЛО: Проигрывайте, драматизируйте с детьми фрагменты сказок, рассказов.
6.Блиц-опрос: «Вспомните своё дошкольное детство, школьные годы. Какие сказки, рассказы оставили у Вас особое впечатление? Почему?».
Чтение сказки В. Гаршина «Жаба и роза».
6 ПРАВИЛО: Читайте детям, пусть сказки, рассказы трогают их душевные струны, чувства и эмоции.
7. Позволь окунуть вас в поэзию, которую хочется изобразить, нарисовать. Педагог читает стихотворение О. Дриз «Как сделать утро волшебным», одновременно рисует на мольберте разными способами и техниками.
Чтобы сделать волшебным
Весенний рассвет.
Надо долго-долго идти
И охапку сияющих,
Жёлтых лучей
Самому на дороге найти.
И добавить к сияющим
жёлтым лучам
Охапку зелёных веток,
Краешек небес,
Пенье ручья
И маленьких птиц
Всевозможных расцветок.
И добавить немного
Теплого ветра.
Запах ландыша.
Звон травы,
И потом ладошкой
Плеснуть на это
Совсем немножко речной синевы.
И всё это вместе
Перемешать,
Закрыть глаза
И почти не дышать!
Клянусь, это будет
Волшебным рассветом.
Если никто не забудет при этом
Сказать своим близким:
- Доброе утро!
7 ПРАВИЛО: Старайтесь пробуждать в детях творческое воображение.
8. Педагог крепит последнее правило на мольберт. Получается цветная пирамидка. На вершине которой открывается идея опыта работы «Воспитанный ребёнок – достойный гражданин».
Помните, что в содержании книг неисчерпаемая поучительность, мудрость, трогательность. И всё это помогает нам и детям определять модели поведения и ценности жизни.
9. Рефлексия. Участники берут цветные стикеры (жёлтый – да, тема заинтересовала, но стоит подумать; оранжевый – да, тема заинтересовала; розовый – да, тема заинтересовала, стоит на ней акцентировать внимание).
10. Я рада, что тема заинтересовала Вас, не оставила равнодушными. У меня есть эликсир доброты. Мне хочется с вами поделиться, (педагог раздаёт лепестки роз). Вы сегодня слушали о доброте, пели о ней, видели, а аромат завершит Ваше восприятие.