Гармоническое развитие ребенка – основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и эстетического воспитания. Понятия этики и эстетики в педагогическом процессе всегда тесно взаимосвязаны. Действительно нельзя научить ребенка правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «правдивое» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в природе и людях.
Прививая детям чувство прекрасного, формируя у них первые нравственные представления средствами игровой деятельности как условие успешной реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» ФГОС ДО, воспитатель стремится, прежде всего, развить у них свое отношение к тому, или иному явлению искусства или действительности. Это помогает сформировать у детей нравственно-эстетическое отношение. В ходе этого процесса ребенок приобретает первоначальный эмоциональный опыт, который помогает ему строить отношения с окружающими его людьми, формируется способность к эмоциональному сопровождению (осуждению зла, одобрения прекрасного). Возможность применения полученных знаний, что проявляется в культуре поведения, в жизненных ситуациях, возникающих в детском саду, семье.
Приобщение детей к миру взрослых людей, к миру чувств и переживаний - задача, которую человечество решает с того времени, когда стала осознаваться необходимость в передаче опыта последующему поколению. Без помощи взрослых, педагогов, родителей детям трудно ориентироваться в современном мире человеческих отношений. Оптимальным вариантом является игровая деятельность.
В средней группе перед воспитателем стоят ответственные задачи: формировать у детей произвольное поведение, т. е. умение сосредоточить свое внимание на указаниях и пояснениях воспитателя. Важно правильно объединять детей, учитывая тип их активности, а так же влияние, которое они будут оказывать друг на друга. Правильно организуя воздействие дошкольников для совместной трудовой деятельности, оказания помощи друг другу, можно создать хорошую основу для возникновения и развития позиции ненасилия, формирования представления у детей о радости и огорчении, дружелюбии и враждебности, доброте и злости.
Ребенок должен свободно выражать свои чувства во взаимодействии с другими детьми, а также умение чувствовать другого, сопереживать ему. Неумение открыто выражать эмоции порождает у ребенка недовольство собой, снижение чувства значимости своего «я», самооценки. Такие дети чаще всего не могут заявить о своих желаниях, что способствует замкнутости и зависимости от поведения и выбора других детей.
Воспитатель совместно с родителями развивает у детей способность понимать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других детей в процессе трудовой деятельности. Ребенок учится помогать родителям и воспитателю, младшим детям, выполнять посильные трудовые поручения, привыкает считаться с окружающими, делиться игрушками, книгами и т. д. Именно в привычных поступках, отвечающих принятым в нашем обществе нормам, формируется характер ребенка. Овладевая трудовыми навыками, ребенок учится ставить цель, довести начатое дело до конца. В дошкольном возрасте ребенок в состоянии осмыслить правила поведения, которым его учат в детском саду и дома, например: входя в помещение следует переобуться, потому что взрослые моют пол и их труд нужно уважать.