Форма проведения: деловая игра с родителями
Цель: Формировать у родителей представления о системе законодательства в области прав детей.
Задачи:
1. Способствовать педагогическому просвещению родителей.
2. Раскрыть содержание правового воспитания.
3. Систематизировать знания по осуществлению прав ребенка в семье.
4.Развивать у родителей инициативу, творчество при выполнении заданий.
Планируемые результаты: Повышение родительской компетенции по теме права ребенка.
Методы и приемы:
Словесный метод: беседа
Практический метод: выполнение игровых упражнений.
Наглядный метод: использование ИКТ
Игровой метод: игровые задания
Предварительная работа:
-оформить приглашения
-оформить музыкальный зал
-приготовить материалы к игре
-оформить конспект
Оборудование: лучики (красные, желтые, зеленые) по количеству участников, основа солнышка (круг), памятки по количеству участников, проектор, ноутбук, экран.
Ход деловой игры:
1.Вводная часть (2 мин.).
2.Теоретическая часть (4 мин.).
3.Практическая часть - проведение деловой игры (15 мин.).
4.Итоговая часть (5 мин.).
Актуальность темы «Права наших детей» заключается в отсутствии знаний по теме и недооценивании правового статуса личности ребенка. Дошкольное детство - это период, когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых - родителей и педагогов. Дети в силу возраста имеют меньше возможности для защиты своих прав, чем взрослые люди. Эффективность защиты прав ребенка в значительной степени зависит от того, насколько хорошо взрослые люди осведомлены о своих правах и о правах детей. Задача педагога состоит в том, чтобы повысить компетенцию родителей по теме, таким образом защитить права своих детей, и передать им полученные знания.
- Вводная часть
Уважаемые родители! Мы всегда рады видеть вас на родительских собраниях. Спасибо вам за то, что вы нашли время и пришли на эту встречу. Это означает, что вам не безразличны права ваших детей. Именно так называется тема нашего сегодняшнего разговора «Права наших детей». А действительно ли данная тема заслуживает нашего внимания? Зависит ли благополучие наших детей от нас, взрослых? Сегодня у нас необычное собрание. И оно будет проходить в форме деловой игры.
Мы будем говорить о правах. У нас у всех есть права. А есть ли они у детей? Попробуем сегодня вместе в этом разобраться.
2.Теоретическая часть.
Сначала давайте познакомимся с нормативными документами, гарантирующими права ребенка. Таких документов немало.
1. Декларация прав ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей в 1959 году, в которой сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей, и которая имела целью обеспечить им “счастливое детство”. Декларация провозглашает, что “человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет”, гарантировать детям пользование всеми правами и свободами на их благо и благо общества.
2. Конвенция о правах ребенка, принята Генеральной Ассамблей от 20 ноября 1989 года. Было решено ежегодно 20 ноября отмечать День прав ребенка. Конвенция - провозглашает ребенка самостоятельным субъектом права. Конвенция ООН о правах ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.
3. Права детей в России. Сегодня в России права детей регулируются следующими основными законами:
- Конституция Российской Федерации;
- Семейный кодекс Российской Федерации;
- Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;
- Федеральный закон об образовании;
- Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации;
- Закон о дополнительных гарантиях по социальной защиты детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей;
- Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.
3. Практическая часть - деловая игра.
Сегодня мы постараемся закрепить знания по теме и возможно, некоторая информация будет для вас новой. Предлагаю поиграть.
Игра «Волшебный чемоданчик»
Ваша задача состоит в том, чтобы не глядя вытащить из волшебного чемоданчика предмет, указывающий на право ребенка и назвать это право.
- Свидетельство о рождении (право на имя).
- Домик (право на имущество).
- Учебник (право на образование).
- Страховой медицинский полис (право на медицинское обслуживание).
- Детская игра (право на отдых).
Сейчас у нас с вами прошла разминка, перед игрой.
Следующие задания будут проходить в командах. 1 вопрос задается одной команде,2 вопрос второй команде, где за каждый правильный ответ команда будет получать жетон. Победит команда, которая наберет наибольшее количество жетонов.
Игра-викторина: «Права литературных героев»
1. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? («Три поросёнка», Зайка из сказки «Заюшкина избушка»).
2. Героине какой сказки пришлось искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? («Дюймовочка» Г.Х.Андерсен»).
3. Герои, какой сказки пользуются правом получения бесплатной медицинской помощи? («Айболит» К.Чуковского).
5. В каких сказках у известной героини нарушено право на отдых? («Золушка», «Морозко», «Ховрошчка», «12 месяцев»)
6. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? ( «Дюймовочка», «Красная шапочка», Сказка о рыбаке и рыбке»).
7. Какое право было нарушено ведьмой в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»? (Право на жизнь)
8. Какое право было нарушено в сказке «Заюшкина избушка»? (право на неприкосновенность).
Деловая игра «Вопрос-ответ».
Это были у нас легкие вопросы. Сейчас мы усложним задачу.
Ваша задача будет состоять в том, чтобы из предложенных 3 вариантов ответов, найти правильный и поднять карточку с номером правильного ответа .
- Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка?
- педагоги
- родители
- члены правительства
- ООН считает человека ребенком от рождения до:
- 16 лет
- 18 лет
- 21 лет
- Какие различия (расовая, национальная принадлежность, пол, состояние здоровья) могут повлиять на неодинаковое использование детьми своих права?
- таких различий нет
- национальная принадлежность
- состояние здоровья
- На кого Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей?
- на благотворительные организации
- на иностранных спонсоров
- на государство
- Каким образом должна соблюдаться в образовательном учреждении охрана здоровья воспитанников?
- правильно организованный режим питания, занятий воспитанников
- направление ослабленных детей в специальные оздоровительные учреждения;
- создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников.
- Какие права ребёнка обязуются уважать и обеспечивать государства – участники Конвенции ООН о правах ребёнка?
- Весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.
- Право на жизнь, на семейные связи, на образование.
- Право на жизнь, свободно выражать свои мысли, на отдых и досуг.
Сейчас я предлагаю Вам провести аукцион. Ваша задача написать на листе бумаги права детей. После чего мы с вами их зачитаем и те права, которые будут совпадать, мы будем вычеркивать.
Наша игра, подходит, к концу сейчас я предлагаю вам посчитать жетоны и узнать какая из команд победила в нашей игре.
Посмотрите и скажите, на какое право указывают ваши жетоны?
Сегодня мы рассмотрели лишь некоторые права наших детей. Как же можно знакомить детей с их правами. Маленький ребенок не в силах изучить взрослые документы. Кто или что может придти на помощь малышу в данной ситуации? На помощь могут прийти детские сказки и рассказы. Например, прочитав сказку “Золушка” можно познакомить ребенка с правом на защиту от физического насилия, грубого обращения, оскорбления и унижения. А сказка “Заюшкина избушка” поможет понять ребенку, в чем заключается право ребенка на личное имущество.
Кроме прав есть обязанности, как у взрослых, так и детей. Права и обязанности воспитанников ДОУ прописаны в Положении. С ним Вы можете ознакомиться на сайте детского сада или в приемной.
- Рефлексия
Уважаемые родители! А теперь хотелось бы получить ваше мнение по проведенной игре. Как вы считаете, была ли информация, полученная сегодня для вас полезной и новой? Комфортно ли вам было?
«Собери солнышко»
На полу лежит основа солнышка, родители прикрепляет к солнцу лучик определенного цвета и комментируют свой выбор. (Цветовая палитра: желтый – остался доволен, синий – могу порекомендовать, красный - время провел бесполезно).
Скажите, пожалуйста, каким правом вы сейчас воспользовались?
В завершение нашего с вами разговора и деловой игры мне хотелось бы сказать вам спасибо, что пришли на мероприятие и раздать памятки.
(В конце собрания родителям раздаются памятки с основными статьями Конвенции о правах ребенка).