Задачи:
- Закреплять знания детей о комнатных растениях, их названии, строении, факторах необходимых для их роста и развития.
- Учить детей устанавливать причинно- следственные связи.
- Способствовать формированию обще трудовых умений и навыков:
- Умение ставить цель деятельности труда. Углублять представление о том , что дети своим трудом помогают окружающим.
- Умение планировать свою работу, приучать продумывать и осуществлять с помощью взрослых организационную часть, называть основные этапы выполнения.
- Умение достигать результата (выполнять работу до конца, качественно).
- Самостоятельно применять ранее полученные умения и навыки (мыть листья растений разными способами, поливать землю по мере необходимости;
- Уметь, с помощью педагога, оценивать итоги своей и общей работы.
- Воспитывать у детей желание принимать участие в коллективном труде, в уголке природы, выполнять его с удовольствием, аккуратно.
- Приучать детей быть внимательными к работе товарищей, в случае необходимости приходить на помощь; быть справедливыми при распределении общего задания, уметь уступать.
- Воспитывать бережное отношение к предметам труда, привычку убирать все на место после работы.
Словарная работа:
а) Обогащение словаря: пульверизатор.
б) активизация словаря: рыхлить- рыхлая; листья гладкие, с ворсинками; фиалка, сансевьера, бегония традесканция, лилия.
Методы и приёмы:
- Сюрпризный момент, игровая ситуация.
- Беседа, показ, напоминание, совместные действия, контроль, анализ, оценка.
Предварительная работа:
- Знакомство с комнатными растениями, их разнообразием.
- Обследовать характерные особенности листьев разнообразных комнатных растений, их структуру.
- Дид. игры: «Узнай и назови цветы по листьям». «Определи на ощупь». «Что нужно растениям для роста?»
- Рисование, лепка и аппликация на тему «Комнатные растения.»
- Игровые ситуации: «Почему цветочек повял?», «Научим куклу ухаживать за цветами». «Научим мишку убирать все на место».
Инвентарь для работы:
- Клеёнчатые фартуки (по количеству детей).
- Тазы, ведра.
- Пульверизатор- для опрыскивания растений с мелкой листвой.
- Лейки.
- Тряпочки.
- Мягкие щеточки.
- Клеёнки на столы.
- Комнатные растения: фиалка, сансевьера, бегония, традесканция, лилия.
- Карточки с изображением комнатных растений.
Ход занятия.
Дети сидят полукругом, напротив детей стоит небольшой стол.
Вос-ль:- Ребята сегодня к нам в гости должна прийти моя знакомая кукла- Маша. Ей на день рождения подарили очень красивый цветок, и она решила нам его показать.
Стук в дверь, входит кукла Маша.
Вос-ль:- Маша, а мы тебя заждались. Но почему ты грустная?
Маша:- Я хотела показать вам свой цветочек, но с ним что-то вдруг случилось. Он вдруг завял и листья у него все опали. А я так его любила, никого к нему не подпускала. Что же с ним случилось?
Вос-тель:- Ребята давайте вместе разберемся , почему же цветочек завял?
Вос-ль: -Маша ответь пожалуйста, где у тебя стоял цветочек?
Маша:- Я нашла ему очень уютное и теплое местечко, в самом дальнем углу моей комнаты, на тумбочке.
Вос-ль:- Ребята, а как вы думаете, где лучше держать цветы?
П.о.д.:- Там где много солнечного света (подоконник, мебель у окна).
Вос-ль: -Ребята давайте рассмотрим Машин цветок повнимательнее.
Дети подходят к столу, рассматривают цветок.
Воспитатель обращает внимание детей на состояние земли в горшке просит её описать.
П.о.д: - Земля светлая, сухая, её долго не поливали.
Маша: - Я поняла, что бы цветочек ожил его нужно полить. Сейчас я налью в лейку воды из-под крана и полью его.
Вос-ль: - Ребята, а разве можно поливать комнатные растения водой из-по крана?
П.о.д: - Нет. Воду нужно заранее наливать в лейку, что бы она стала комнатной температуры, и избавилась от вредного для растений хлора.
Вос-ль: - Ребятки посмотрите повнимательней на землю и определите мягкая она , или как камень твердая.
П.о.д :- Твердая, как камень, потому что её не рыхлили.
Маша: - А для чего нужно рыхлить землю?
П.о.д: - Через рыхлую землю к корням цветов быстрее доходит вода, и поступает кислород. В рыхлой земле растения лучше растут.
Маша:- Ребята я все поняла. Сейчас я возьму палочку и всю землю в горшке как следует перекопаю.
Вос-ль: - Ребята давайте расскажем Маше как правильно рыхлить землю.
Наводящие вопросы воспитателя.
П.о.д:- Рыхлить землю нужно на другой день после полива, не глубоко около стенок горшка, чтобы не повредить корни.
Вос-ль: - Поняла Маша, чтобы растения росли и развивались им нужен свет, тепло, вода, а еще растения любят чистоту, поэтому их нужно мыть.
Ребята, а все растения нужно мыть одинаково?
Наводящие вопросы воспитателя.
П.о.д :- Если листья большие и гладкие их протирают влажной тряпочкой. Если листья с ворсинками с них стряхивают пыль мягкой щеткой или кисточкой. Если цветок с мелкой листвой его опрыскивают.
Вос-ль: - Теперь ты Маша поняла почему погиб твой цветок? Потому что ты за ним не ухаживала.
- Ребята, что бы Маша лучше запомнила, как правильно ухаживать за комнатными растениями, давайте покажем ей, как мы это делаем у нас в группе.
Воспитатель просит детей рассмотреть растения (приготовленные заранее), и выяснить какая им нужна помощь (вымыть листья, полить землю.)
Вос-ль: - Ребята а кто за каким цветком сегодня будет ухаживать, мы с вами выясним во время игры.
Физкульт- минутка.
Воспитатель раскладывает на столе карточки, с изображением комнатных растений, лицевой стороной вниз.
По сигналу воспитателя дети бегают вокруг карточек, при смене сигнала дети должны взять любую карточку и назвать растение, изображенное на ней.
Игра повторяется 3-4 раза.
В конце игры дети определяются с растением, за которым они сегодня будут ухаживать.
Вос-ль: - Ребята давайте расскажем и покажем Маше, что нужно сделать перед началом работы.
Наводящие вопросы воспитателя по мере необходимости.
П.о.д: - Нужно приготовиться к труду. Надеть фартук, закатать рукава, приготовит свое рабочее место (постелить клеенку, рассмотреть внимательно свой цветок и определить какие орудия труда нужны для работы.
Дети самостоятельно, или с небольшой помощью взрослого, готовят свои рабочие места.
В процессе труда Маша интересуется, почему ребенок выбрал тот или иной инвентарь для работы, знает ли он название растения, просит описать его особенности.
Воспитатель в процессе работы обращает внимание на то, как дети выполняют трудовые действия:(- Посмотри Маша, как Петя правильно смачивает и отжимает тряпочку, аккуратно её складывает и протирает листья сложенной тряпочкой, а не скомканной. Посмотри, как Аня бережно вытирает пыль с листочка, подложив под него ладонь, чтобы не сломать. А у Светы цветок с мелкими листьями, поэтому она выбрала для опрыскивания пульверизатор.)
После окончания труда дети самостоятельно, или с небольшой помощью взрослого убирают свои рабочие места (ставят цветы на место, вытирают и убирают клеенки, наполняют вновь лейки, споласкивают и отжимают тряпочки, развешивают их для просушки, выливают воду).
Воспитатель отмечает детей, которые справившись со своей работой приходят на помощь другим.
Анализ труда.
Вос-ль: - Ребята, вы все большие молодцы, отлично поработали. Сегодня вы показали Маше, как мы умеем заботиться о наших друзьях, комнатных растениях. Вот вы сегодня поработали и в нашей группе воздух стал намного чище и свежее. Всем стало легче дышать. Ведь вы знаете, что растения тоже заботятся о нас. Они увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом, создают уют в группе.
Маша: - Спасибо вам ребята! Я вижу какие вы дружные и старательные, как вы бережно относитесь к растениям, ухаживаете за ними. Спасибо за то, что научили меня трудиться! Теперь я правильно буду ухаживать за своим цветочком, и он поправится! А на прощание я хочу угостить вас печеньем, которое сама испекла.
Маша угощает детей, прощается и уходит.