Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 32 "Теремок"

Нижегородская область, г. Кулебаки ул. Урицкого, д. 17, д. 22

8(831)76-5-41-22

ds32-teremok@rambler.ru

Персонифицированный QR-код для оценки качества условий осуществления образовательной деятельности обучающимися и их родителями

МБДОУ д/с № 32 "Теремок"

Адрес: 607010, Нижегородская область, г.Кулебаки, ул.Урицкого, д.17, д.22
Телефон: 8(831)76-5-41-22 Эл. почта: ds32-teremok@rambler.ru

Консультация для педагогов

"Экспериментируем играя".

 

Подготовила: воспитатель Ильина М. В.

 

"Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,
Приобретают способность сами ставить вопросы
И получать на них фактические ответы, оказываясь
На более высоком умственном и нравственном уровне
В сравнении с теми, кто такой школы не прошел."
К. А. Тимирязев

Описание: https://xn--23-kmc.xn--80aafey1amqq.xn--d1acj3b/images/events/cover/84d50b7c07c83d134b391b3174b16ff9_big.jpg

Игры – экспериментирования - особый вид игр, организованный в специально созданных условиях. Это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие ребенка - манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем или выбранного детьми сюжета.
Цель:
Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.
Задачи:
- Использовать активные действия ребенка для обследования предметов (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.), наблюдения за свойствами предметов, явлениями.
- Формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
- Формировать умение детей делать открытия, сопоставлять факты, делать выводы из рассуждений.
- Развивать у детей мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
- Воспитывать умение слушать друг друга, умение работать в коллективе. Воспитывать аккуратность в работе.

Могут проводиться:
• На прогулках;
• в уголке природы;
• в центре экспериментирования;
• игровом центре.
Во время:
1. Занятий в форме специально-организованного обучения;
2. совместной деятельности взрослого с детьми;
3. свободной самостоятельной деятельности детей.
Форма организации детей может быть:
1. индивидуальная,
2. групповая (с подгруппой)

, 3. фронтальная (со всей группой).
Классификация игр – экспериментов:
По характеру объектов, используемых в эксперименте, игры делятся на:
• Игры с растениями;
• игры с объектами неживой природы (камни, песок, земля, вода);
• игры с объектами живой природы (насекомыми);
• с предметами, созданными человеком (бумага, ткань, краски и т.д.);
• объектом, которых является человек.
По причине проведения игры делятся:
• Запланированные;
• случайные;
• проведенные в ответ на вопрос ребенка.
Периодичность проведения:
– специально – организованные игры – 1 раз в неделю (плановые) на занятии или во время совместной деятельности детей и взрослого в вечернее время);
- случайные - не требуют специальной подготовки и зависят от возникшей ситуации или заданного вопроса детей и проводятся на участке, в «уголке природы», игровом центре.
Продолжительность игр зависит от дидактической задачи и заинтересованности детей. В среднем от 10 до 15 минут.
Для проведения игр – экспериментирований в группе можно создать центр экспериментирования в котором находится разнообразное оборудование:
• Емкости различных форм и размеров, разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);
• приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты, пипетки, трубочки, увеличительные стекла, измерительные приборы, губки, пенопласт, вата, поролон и т. д.;
• объекты неживой и живой природы, природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья, почва, веточки и др.;
• различные материалы: проволока, кусочки кожи, меха, ткань, бумага, дерево, резина, стекло, пластмассы, пробки и т. д.;
• технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
• разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
• красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
• медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др.;
• прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.
Все это способствует развитию наблюдательности, любознательности, повышению интереса к исследовательской деятельности. Дети с огромным удовольствием исследуют материалы и узнают, что:
- Бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и т. д.
- Дерево прочное, шероховатое, в воде намокает, не тонет и т. д.
- Пластмасса легкая, разноцветная, легко ломается и т. д.
- Стекло бывает прозрачным и разноцветным, хрупкое, бьется, водонепроницаемое.
- Ткань мнется и разглаживается, намокает и высыхает и т. д.
- Вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться и т. д.
- Воздух прозрачный, умеет двигаться сам и двигает предметы и т. д.
При организации игр – экспериментов необходимо соблюдать следующие требования:
1 Игра проводится в специально организованных условиях: исследовательских центрах, центрах игровой деятельности и т. д. (Материалы, пособия должны находиться в свободном доступе детей).
2 Познавательная задача игры четко сформулирована, и её решение требует анализа, соотнесения известных и неизвестных данных.
3 Игра - экспериментирование должна строиться на основе уже имеющихся у детей представлений, которые они получили в процессе наблюдений и труда.
4 Дети являются активными участниками игры; высказывают свои предположения, выбирают способ решения познавательной задачи;
6 При обсуждении результатов эксперимента воспитатель подводит детей к самостоятельным выводам и суждениям.
9 Педагог не должен ограничивать ребенка в деятельности из-за гигиенических соображений (испачкаешься, прольешь), необходимо использовать фартуки или другие защитные средства.

Структура проведения игры – экспериментирования:
1. Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);
2. Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми; проверка предположений, подведение итогов, вывод;
3. Фиксация результатов;
4. Вопросы детей.

Что нельзя делать?
1. Нельзя отмахиваться от вопросов детей, ибо любознательность — основа экспериментирования.
2. Нельзя отказываться от совместной деятельности с ребенком, так как ребенок не может развиваться без участия взрослого.
3. Нельзя ограничивать деятельность ребенка: если что-то опасно для него, сделайте вместе с ним.
4. Нельзя запрещать что-либо делать без объяснения.
Считается, что педагоги, должны придерживаться также следующим правилам при проведении игр – экспериментирований:
- Детское экспериментирование свободно от обязательности: мы не можем заставить ребенка, во время любого эксперимента ребенок должен захотеть этим заниматься;
- не следует строго регламентировать продолжительность игры - эксперимента: как и в игре, ребенок занимается с увлечением, не следует его прерывать только потому, что время истекло;
- не следует строго придерживаться заранее намеченного плана: можно разрешать детям варьировать условия игры по своему усмотрению, если это не уводит слишком далеко от цели занятия и не наносит вреда живым организмам;
- дети не могут работать, не разговаривая: лишение детей возможности общаться друг с другом не только затрудняет усвоение материала, но и наносит ущерб личности в целом. Потребность поделиться своими открытиями, выяснить, нет ли у других чего-либо нового и интересного, является естественной потребностью любого творческого человека независимо от возраста. Однако при этом надо чутко улавливать грань между творческим общением и нарушением дисциплины;
- необходимо учитывать право ребенка на ошибку: невозможно требовать, чтобы ребенок совершал только правильные действия и всегда имел только правильную точку зрения;
- не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов в поисковой деятельности: необходимость регистрировать увиденное является дополнительной нагрузкой для ребенка.
- соблюдение правил безопасности — это предмет особого внимания, т. к. дошкольники, в силу возрастных особенностей еще не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. Увлекаясь работой, они забывают об этом, поэтому обязанность за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге.

Наверх
Мы используем cookies. Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с этим. Нажмите на кнопку «Согласен», и уведомление исчезнет.