Детский сад как дошкольное образовательное учреждение является первым и самым важным звеном в системе образования. Одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве является овладение родным языком. В период дошкольного детства дети наиболее чувствительны к усвоению родной речи. Целый ряд психологов и методистов, таких как Д. Б. Эльконин, Р. Е. Левина, А. П. Усова отмечают, что ребенок усваивает родной язык, подражая речи окружающих. Для активизации речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста множество педагогов применяют театрализованные игры. Театрализованные игры выступают одним из самых эффективных методов воздействия на детей при активации речевой деятельности. Они реализуют принцип учить играя. Дети любят играть, но в процессе игры они не только развлекаются, но и получают необходимые им знания, в том числе и через театрализованные игры. Театрализованные игры расширяют словарный запас ребенка, совершенствуют его артикуляционный аппарат, тем самым стимулируя активную речь ребенка. В процессе театрализованной игры ребенок старается говорить четко, чтобы его поняли окружающие, подбирает для этого интонацию и выразительные средства. Театрализованные игры также способствуют развитию воображения и импровизации. Педагог должен осуществить переход от наблюдения ребенком за театрализованной игрой до принятия в этой игре активного участия, чтобы ребенок становился и примерял на себя определенные роли в театрализованной игре. Ребёнок будет учиться передавать эмоции чувства и мысли героя, которого он играет. Такая театральная игровая деятельность развивает у ребенка интерес к литературе, даёт детям новые впечатления, развивает лексикон детей, и способствует их нравственно-эстетическому воспитанию. Для театрализованных игр мы можем использовать такие виды театров как: теневой театр, пальчиковый театр, театр би-ба-бо, театр на фланелеграфе, игры драматизации.
Театрализованная деятельность направлена на развитие у ее участников не только ощущений (сенсорики), чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (коммуникативных, организаторских, двигательных и так далее), она также оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка. Используя выразительные средства и интонацию, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко и понятно для окружающих.
Существует несколько классификаций игр в кукольный театр для детей дошкольного возраста.
Настольный театр
Возникновение и существование настольного театра, а также его широкое применение в работе с детьми дошкольного возраста очень естественное, так как исходит из основной деятельности детей – игровой, а все театральное действие построено по тому же принципу, что и любая детская игра: кукол двигают и говорят за них люди, создавая при этом впечатление, что это делают сами куклы. Настольный кукольный театр может быть использован в творческих играх детей и в обучающих играх на занятиях. Средствами настольного кукольного театра легко исполнить инсценировки потешек, стихов, песенок, что поможет детям понять их содержание, сделает его образным. При подготовке спектаклей для детей следует отбирать произведения с простым, ясным и забавным сюжетом, знакомыми персонажами, благополучным концом. Лучшие спектакли для детей дошкольного возраста, и особенно младшего, где этот театр наиболее используемый — по мотивам народных сказок «Репка», «Теремок», «Заяц, Лиса и Петух» и др.
При создании спектакля следует избегать использования произведений с большими текстами, много слов не всегда оправданный способ инсценировки произведения. Следует помнить, что малышей больше увлекает действие. Длинные фразы могут быть заменены словосочетаниями, отдельными звуками. Больший акцент на действия, их совершенство, разнообразие!
Фланелеграф - это очень полезное приспособление для развивающих занятий и игр. Сделать его просто, а возможностей применения - множество. Его используют в детских садах как учебное наглядное пособие. В играх с ребенком это и сцена для показа спектаклей с помощью плоских картонных персонажей, и удобная поверхность для размещения на ней различных изображений из картона, которые легко к этой поверхности приклеивать и отклеивать. Наиболее частый вариант использования - в качестве сцены для того, чтобы разыгрывать сюжеты сказок, стихов и других произведений для детей.
Пальчиковый театр - это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять роль любого героя. Ребенок может одеть любого персонажа себе на пальчик и поиграть, или, как вариант, одеть его на специальную подставку и разыгрывать сказку на столе.
Театр – это еще и прекрасный речевой и сенсорно - двигательный тренажер. Куклы развивают подвижность пальцев обеих рук, помогают освоить речь персонажей и научат ставить домашние мини - представления.
Игру можно использовать для знакомства и изучения счета, для знакомства с героями и сюжетом сказки, для знакомства с понятиями «справа-слева», «рядом», для развития речи и мелкой моторики. С помощью этого вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Театр би-ба-бо - это перчаточные куклы, которые сделаны из твердой головы и приклеенного к ней костюма. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.
Таким образом, театрализованная деятельность – это не просто игра, а еще и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, а также развития мышления, воображения, внимания и памяти, что является психологической основой правильной речи.
Ну, и конечно, занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление нести в жизнь прекрасное и доброе.