Программно-образовательные задачи:
- развитие свободного общения логопеда и детей;
- развитие диалогической и монологической форм речи;
- практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Коррекция недостатков речевого развития:
- активизация и обогащение словаря по лексической теме «Деревья»;
- работа над интонационной выразительностью речи.
Познавательно-исследовательская деятельность:
- формировать представления об особенностях строения деревьев и кустарников;
-воспитание бережного отношения к природе;
- развитие операций мышления, внимания, слуховой памяти.
Двигательная деятельность:
- развитие общей и мелкой моторики, координации движений, темпа и ритма речи;
- развитие плавности, переключаемости и целенаправленности движений.
Театральная деятельность:
- развитие выразительной мимики, жеста, элементов пантомимы;
- развитие музыкального ритма и темпа движений и речи.
Предварительная работа:
- разучивание ролей: Козы, Яблони, Ели, Дуба, Осины, Березы.
- разучивание текстов для пальчиковых, речевых и подвижных игр.
Оборудование: костюмы или шапочки-маски для персонажей сказки, аудиозапись «Звуки леса».
Ход театрально-коррекционной деятельности
Логопед: Ребята, отгадайте загадки и тогда мы сможем путешествовать по сказке и поможем козе построить избушку.
В каждый дом
Под Новый год
Это деревце придет.
Зеленое и колкое,
Оно зовется
Дети: елкою.
Логопед: Стоит Алена – платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан.
Дети: Береза
Логопед: Если дунет ветерок,
Задрожит ее листок,
Ветерок совсем не сильный,
Но дрожит листок
Дети: осины.
Логопед: Темной он покрыт корой,
Лист красивый, вырезной.
А на кончиках ветвей,
Много-много желудей.
Дети: дуб.
Логопед: Жила когда-то старуха-говоруха.
Пальчиковая гимнастика «Коза-хлопота»
Дети: Коза-хлопота (Изображают указательным и безымянным пальцами рога козы)
День-деньской занята:
Ей травы нащипать, (Изображают пальцами, как щиплют траву)
Ей на речку бежать, (Пальцы «бегут» по ногам сверху вниз)
Ей козляток стеречь, (Изображают пальцами рога козлят)
Малых деток беречь, (Поглаживают себя по голове)
Чтобы волк не украл, (На каждую строчку поочередно соединяют большой палец с остальными)
Чтоб медведь не задрал,
Чтобы лисонька-лиса
Их с собой не унесла.
Логопед: Ребята, поиграем с нашей козой.
Подвижная игра «Козынька»
Дети образуют круг. На середину выходит девочка – «Козынька». Все, взявшись за руки, двигаются то в одну, то в другую сторону и поют «козыньке»:
Покажи, козынька,
Поведай, беленька,
Как козынька скачет?
«Козынька» отвечает им, изображая движениями содержание:
Вот и так, да вот и эдак,
Так козлятки скачут.
Логопед: Утром люди встанут, за работу примутся, а старуха все на печке полеживает. Только к обеду подымится, поест, попьет и давай говорить. Говорит, говорит, говорит — и с соседками, и с прохожими, и сама с собой! А коза с козлятами в хлеву заперты — ни травки им пощипать, ни водицы попить, ни побегать. Вот как-то раз и говорит коза своим козлятам:
Коза: Козлятушки-детушки, не житье нам у старухи-говорухи! Пойдемте-ка мы в лес, построим себе избушку и будем в ней жить.
Логопед: Прибежали они в лес и стали искать место, где бы избушку построить. (Звучит фонограмма «Звуки леса»)
Пальчиковая гимнастика «Лес»
Дети: Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес.
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
(Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы, шевелить пальцами).
Развитие координации моторики, речи, ритма и темпа движений «Лес»
Дети: Перед нами лес большой, (Встать, руки в стороны)
А над нами дуб высокий, (Руки вверх)
А над нами ели (Наклоны в стороны, махи поднятыми руками вправо-влево)
Головами зашумели.
Тонкоствольные березки, (Встать, руки вверх-вниз)
Будто девочки-подростки,
За руки взялись, и вот
На лужайке хоровод! (Руки в стороны, покружиться на месте)
Вдыхаем аромат леса. Вдох носом, пауза, на счет «раз, два, три» выдох ртом.
Козлятки смотрят по сторонам. Повороты головы влево, вправо.
Жуют травку. Движение нижней челюстью влево, вправо.
Блеют:«Мее…(сначала тихо), потом громко.
Логопед: Подошла коза к лесной яблоньке и говорит:
Коза: Яблонька, яблонька! Можно мне под твоими ветками избушку построить?
Яблонька: Не строй подо мною избушку. Яблоки с меня упадут, твоих козляток ушибут. Ступай еще куда-нибудь.
Логопед: Пошла коза к елке:
Коза: Елка, елка! Можно мне под тобою избушку построить?
Елка: Не строй подо мною избушку. Шишки с меня упадут, твоих козляток ушибут. Найди место получше!
Логопед: Пошла коза с козлятами дальше. Увидела высокий дуб и говорит ему:
Коза: Дуб, дуб! Можно мне под тобою избушку построить?
Дуб: Не строй подо мною избушку. По осени желуди с меня упадут, твоих козляток ушибут. Сама горевать будешь.
Логопед: Пошла коза к осине:
Коза: Осинка, осинка! Можно мне под тобою избушку построить?
Осина: Мои листики и днем и ночью шумят, твоим деткам спать не дадут. Найди местечко получше!
Логопед: Пошла коза к березе:
Коза: Березка, березка! Можно мне под тобою избушку построить?
Береза: Я твоих козляток от зноя уберегу, от дождика спрячу, от ветра укрою.
Строй подо мною избушку.
Логопед: Обрадовалась коза. Построила под березкой избушку и стала жить в ней со своими козлятами. Ребята, а сейчас поиграем вместе с березкой, козой и козлятами.
«Мы пошли в лесок гулять»
Раз, два, три, четыре, пять, (сжимают и разжимают кулачки)
Мы пошли в лесок гулять.
Этот пальчик по дорожке, (загибают пальцы, начиная с большого)
Этот пальчик по тропинке,
Этот пальчик за грибами,
Этот пальчик за малинкой,
Этот пальчик заблудился,
Очень поздно возвратился.
Логопед: Вот и закончилось наше путешествие по сказке. Спасибо, ребята за помощь нашей Козе, нам пора возвращаться в детский сад.