Цели и задачи:
Формировать у детей представление о разных профессиях, показать значимость каждой из них.
Развить внимание, восприятие, воображение и слуховое внимание.
Воспитывать уважение к труду взрослых, интерес к трудовой деятельности взрослых.
Предварительная работа:
Беседы с детьми на тему: «Профессии».
Дидактические игры по теме: «Профессии».
Чтение художественной литературы.
Экскурсии.
Оборудование:
предметные картинки: продавец, швея, водитель и т. д.;
предметы: нитки с иголкой, весы, руль, метла, шприц, конфеты, молоток, мяч.
Ход занятия
Организационный момент.
На столе лежат разные предметы (молоток, ножницы, иголка с ниткой, поварешка).
Воспитатель: Дети, посмотрите, какой беспорядок! Кто-то оставил предметы. Назовите их. Я думаю, что молоток оставил плотник. Ножницы оставил кто? и т. д.
Воспитатель: Дети, плотник, парикмахер, швея, повар, что это? (ответы детей).
Воспитатель: Дети, а вы любите путешествовать? (ответы детей) Тогда мы с вами отправимся в путешествие в «Мир профессий». Но прежде чем отправиться в путешествие я хочу спросить. Как вы думаете, профессии были всегда? (ответы детей) В давние-давние времена мужчины занимались охотой, рыбалкой, изготовлением орудий для охоты и труда, строительством жилища. Женщины собирали плоды и ягоды, работали в поле, шили одежду из шкур животных, готовили пищу, поддерживали огонь в очаге, растили детей. Со временем появились мастера: одни из них хорошо делали оружие, другие - посуду, третьи шили одежду. Так возникали профессии. Со временем их становилось всё больше. Одни профессии появлялись, а другие исчезали. Так, вначале была профессия землекопа (это человек, который с помощью лопаты выкапывал ямы, траншеи). Но появились экскаваторы, а с ними и профессия экскаваторщика, а профессия землекопа исчезла за ненадобностью. Долгое время существовала профессия извозчика (этот человек управлял повозкой, в которую были запряжены лошади), но появились автомобили, с ними и профессия водителя, а профессия извозчика исчезла. И сегодня существует очень много профессий.
Ну что, готовы отправиться в путешествие?
Воспитатель: Скажите, а на каком транспорте можно отправиться в путешествие? (На поезде, на самолете, на автобусе).
Воспитатель: Я предлагаю, отправится на поезде. Вставайте друг за другом, руки положите друг другу на плечи, я буду машинистом, а вы пассажирами, приготовились к путешествию. Поехали! (включается музыка поезда)
1 Станция: «Отгадайка».
Воспитатель: Ребята, вы должны отгадать загадки.
Средь облаков, на высоте,
Мы дружно строим новый дом.
Чтобы в тепле и красоте
Счастливо люди жили в нем! (строитель)
Встанем мы так рано,
Ведь наша забота –
Всех отвозить
По утрам на работу! (водитель)
С огнем бороться мы должны,
Мы смелые работники,
С водою мы напарники
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы? (пожарные)
Кто у постели больного сидит
И как лечиться он всем говорит
Кто болен – он капли предложит принять,
Тому, кто здоров – разрешит погулять. (врач)
Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали. А теперь мы с вами поиграем.
Игра «Хлопай-топай!»
Я буду называть профессии, вы хлопайте если есть такая профессия, а если нет - топайте.
(Врач, лодырь, пианист, обжора, полицейский, почтальон, хулиган, продавец, жадина, библиотекарь.)
Воспитатель: Ну что, ребята, едем дальше! Становись вагончиками! (включается музыка, поезд едет к следующей станции)
2 Станция: «Кто, где работает?»
Воспитатель: Дети, вставайте в круг! Я буду называть профессию, а вы будите говорить, где человек этой профессии работает.
Учитель – в школе; повар – в столовой; строитель – на стройке; доктор – в больнице; портной – в ателье; продавец – в магазине; парикмахер – в парикмахерской; пожарный – в пожарной команде; воспитатель - в детском саду; лесник – в лесу.
Воспитатель: Молодцы, с заданием справились!
Игра «Назови лишнее слово»
Повар – режет, фотографирует, варит, жарит.
Какое лишнее слово? Почему?
Повар – режет, варит, жарит, а фотограф – фотографирует.
Прачка – стирает, строит, гладит. (выбирают лишнее)
Врач – лечит, перевязывает, продает, колет. (выбирают лишнее)
Воспитатель: Ну, какие молодцы! Все верно! Занимайте места в вагончиках едем дальше! (включается музыка, «поезд» и едет к следующей станции)
3 Станция: «Угадай профессию»
Ребёнок имитирует трудовые действия, показывая их. Например, чистит пылесосом пол, едет на машине, стрижёт волосы, стирает бельё, кружится в танце, поёт в микрофон и т. д. Дети угадывают, кто это делает, и называют трудовое действия.
Игра « Кто, что умеет делать»
Воспитатель: Сейчас я буду называть профессию человека, а вы что он умеет делать.
Учитель что умеет…учить читать, писать.
Врач что умеет…лечить, делать уколы, ставить градусник.
Художник что умеет…рисовать.
Пожарный что умеет…тушить пожар.
Строитель что умеет…строить дома.
Продавец что умеет…продавать товары.
Парикмахер что умеет…стричь, делать прически.
Водитель что умеет…управлять машиной.
Летчик что умеет…управлять самолетом.
Полицейский что умеет…управлять движением машин, защищать людей.
Дворник что умеет… убирать двор, мести метлой дорожку.
Почтальон что умеет… разносить почту.
Воспитатель: Наш поезд едет дальше, занимаем свои места.
(дети под музыку едут к следующей станции)
4 Станция: «Будущее»
Воспитатель: Ребята, а вы уже знаете кем будите когда вырастите большими? Давайте присядем на ковер, и вы мне расскажите. (Воспитатель поднимает руку и приводит пример: «Я когда вырасту стану воспитательницей, буду работать в детском саду и воспитывать детишек».)
Дети отвечают предложением:
Я буду строителем, построю дома, школы.
Я буду водителем, буду перевозить грузы и т. д.
Воспитатель: Ой, ребята, мы так славно с вами попутешествовали, что даже не заметили, как пролетело время. Нам пора возвращаться обратно в детский сад. А ну ка, вагончики становись! Поехали! (включается музыка поезда и дети возвращаются на свои места)
Воспитатель: Ребята, где мы сегодня путешествовали? (в мире профессий)
О чем мы говорили?
Ребята, а скажите, какая профессия самая важная?
Если бы не было врачей, то …. некому было бы лечить людей.
Если бы не было учителей, то … некому было бы учить детей.
Если бы не было воспитателей, то … некому было бы воспитывать детей.
Если бы не было поваров, то … некому было бы готовить еду.
Если бы не было строителей, то… некому было бы строить дома.
Если бы не было парикмахеров, то… некому было бы постригать людей.
Все профессии важны и нужны!
Раздается стук в дверь, приносят посылку. Воспитатель сообщает о ней детям.
А кто же нам принёс сегодня посылку? (ответы детей). Демонстрируется картинка почтальона. (В посылке угощение для детей).