Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 32 "Теремок"

Нижегородская область, г. Кулебаки ул. Урицкого, д. 17, д. 22

8(831)76-5-41-22

ds32-teremok@rambler.ru

Персонифицированный QR-код для оценки качества условий осуществления образовательной деятельности обучающимися и их родителями

МБДОУ д/с № 32 "Теремок"

Адрес: 607010, Нижегородская область, г.Кулебаки, ул.Урицкого, д.17, д.22
Телефон: 8(831)76-5-41-22 Эл. почта: ds32-teremok@rambler.ru

«Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников» 

Подготовила: старший воспитатель  Волкова Е. А. 

Форма проведения: методические  посиделки.

Цель: Создание обстановки психологического комфорта, нацеливание на практические действия в добром, позитивном общении.

Задачи:

1. Вызвать у педагогов осознание необходимости пополнять свои знания в области экологического воспитания и применять их в практической деятельности.

2. Выделить наиболее перспективные идеи в организации воспитательно – образовательной работы с детьми.

3. Создать в коллективе обстановку творческого поиска.

4. Познакомить с нестандартной формой проведения методической работы в ДОУ.

Предварительная работа:

1. Изучение литературы по теме.

2. Изготовление дидактических игр экологического содержания.

3. Создание презентаций.

4. Самостоятельная работа над темой.

Материал:  дерево «мудрости», листья березы, дуба, клена, мультимедийная презентация, видеосюжет «Пробуждение природы», атрибуты к экологическим играм, кроссворд.

При разработке данного материала использовались интернет-ресурсы, С. Н. Николаева «Парциальная программа «Юный эколог» (М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016)

 

 

 

 

Ход игры.

Квик-настройка : Просмотр видеоматериалов из серии «Двенадцать месяцев. Весна. Пробуждение растений».

Старший воспитатель: Ни одни девичьи посиделки не обходятся без гадания, вот и сегодня мы погадаем. Но наша ромашка необычная – лепестки имеют своё название. Мы будем их отрывать и отвечать на вопросы. (Отрывается первый лепесток)

СЛАЙД 1:

Это лепесток «Познай-ка». На нем вопросы, на которые вы, уважаемые коллеги, попытаетесь ответить.

1. «Есть у природы сердца безотказные, мудрые руки ее мастеров». Что означают эти слова?

2. Что такое «экологическая цепочка»? (Взаимосвязь между всем существующим на планете, в том числе и человеком.)

3. Как вы объясните понятие «равновесие в мире природы»? (Если много стало травоядных, обязательно увеличивается и поголовье хищников. Почему? Чтобы не съели всю траву.)

4. Начиная с 1600 года около 150 видов животных вымерло на земле - из них более половины за последние 50 лет. По чьей вине?(  В основном - человека.)

5. Какой вред приносит мусор природе? Он отнимает у растений и животных место для жизни, нарушает красоту природы, способствует получению травмы. Стекло может от солнечных лучей поджечь лес, бумага исчезает бесследно только через 10 лет, целлофановый пакет - через 250 лет, металлические банки гниют 100 лет, а стекло лежит 1000 лет.

СЛАЙД 2:

Старший воспитатель: Отрываем второй лепесток. Он называется «Читай-ка».

Этот лепесток позволит проверить ваши знания в области  литературы.

1. Перечислите писателей и поэтов, воспевавших русскую природу, с которыми знакомят детей в детском саду? (Л. Толстой, С. Аскаков, М. Пришвин, И. Соколов-Микитов, Н. Сладкова, К. Паустовский, И. Акимушкина, Г. Снегирева, В. Чаплина, В. Бианки, Е. Чарушин и др. Современные писатели – А. Иванова, В. Зотова)

2. Назовите художников – анималистов и пейзажистов?(Е. Чарушин, Ю. Васнецов, И. И. Левитан, И. И.Шишкин, А. Саврасов)

3. Назовите пословицы и поговорки о природе. (Апрель с водою, а май с травою, В зимний холод всякий молод, Весна красна цветами, а осень — снопами, Ласточка день начинает, а соловей кончает, Летний день — за зимнюю неделю, Много снега — много хлеба, Мороз не велик, да стоять не велит, Сорока на хвосте принесла, Утром вороны каркают к дождю)

4. Вспомните и назовите народные приметы.( Кошка мяукает без конца – жди в семье ребенка; умывается, чешется – жди гостей. Кошка лапами упирается в оконные рамы и смотрит в окно – будут гости. Если кот сапог пометил - к гостям; Воробьи кучами - к сухой и ясной погоде. Воробьи купаются в пыли - к дождю; Нельзя возвращаться после того, как вышел из дома, если все-таки вернулся, нужно посмотреться в зеркало и показать самому себе язык; Правая ладонь чешется - получать деньги или здороваться со знакомым человеком, левая - отдавать деньги.

5. Прочитайте наизусть стихотворение о природе. 

СЛАЙД 3:

Минута отдыха «Это интересно знать». Оказывается;

  • Яблоки гораздо более эффективно бодрят людей по утрам, чем кофеин.
  • Зеленый чай содержит на 50% больше витамина С, чем обычный черный.
  •  Чихнуть с открытыми глазами невозможно.
  • Чтобы из семени ландыша выросло цветущее растение необходимо не менее 7–8 лет.
  •  От появления всходов черники до образования первых плодов проходит более 10 лет. 

СЛАЙД 4:

Старший воспитатель: А третий  лепесток называется «Знай-ка». Предлагаю вспомнить свои знания и поделиться ими с коллегами.

• Назовите формы работы с детьми по развитию экологических знаний :

1. НОД по экологии;

2. Беседы

3. Чтение художественной литературы,

4. Экологические экскурсии.

5. КВН, викторины, конкурсы.

6. Проблемные ситуации.

7. Языковые логические задачи.

8. Экологические выставки, экспозиции.

9. Неделя экологического творчества.

10. Экологические праздники, выставки.

11. Дидактические игры экологического содержания

12. Экологические сказки.

13. Экологическая тропа.

14. Наблюдения.

15. Поисково-исследовательская работа.

16. Мини-музеи.

17. Проектная деятельность.

18. Прогулки.

19. Презентации, мультфильмы, видеофильмы.

20. Слушание звуков природы.

Вопросы к педагогам:  

  • Ваша любимая форма работы с детьми по экологическому воспитанию. Почему?

СЛАЙД 5:

  • Назовите формы работы с родителями по экологическому воспитанию.

1. Родительское собрание

2. Консультации

3. Тематические папки-передвижки, информационные стенды, буклеты, памятки, стенгазета.

4. Совместное составление педагогами и родителями правил поведения в природе.

5. Досуги и развлечения

6. Проектная деятельность

7. Туристические походы

8. Интерактивные игры и др.

СЛАЙД 6:

Старший воспитатель: Четвертый лепесток называется «Поиграй-ка». Название лепестка говорит само за себя - сейчас мы будем с вами играть в игры, которые презентуете вы.

1 игра: « Воздух, земля, вода и огонь» Крюкова М. А.

2 игра: Игра с мячом « Я знаю…» Крюкова М. А.

3 игра: « Угадай, что в руке?» Носова Е. В.

СЛАЙД 7-8:

Старший воспитатель: Пятый лепесток - лепесток «Рассуждай-ка».

1. Почему Красную книгу называют красной, а не зелёной? (красный цвет - сигнал опасности)

2. Чем лягушка отличается от жабы? (лягушка - дневное животное, а жаба - ночное)

3. Можно ли пингвина назвать птицей, а дельфина – рыбой? (Пингвин – птица, дельфин -  млекопитающее)

4.  Почему белые медведи не могут жить в лесу? (потому что питаются они только рыбой)

5. Чем ёж на медведя похож? (зимней спячкой)

6. Кто всю жизнь проводит в движении? Почему? (акула) (Акулы никогда не останавливаются, они находятся в движении с первого и до последнего момента жизни. Это объясняется тем, что у них нет плавательного пузыря, который есть в теле костистых рыб. Отсутствие плавательного, или, как его еще называют, воздушного пузыря, не позволяет акулам неподвижно «висеть» в воде. Тело акулы плотнее, чем вытесняемая им вода, поэтому акула может держаться на плаву только в том случае, если будет постоянно двигаться. Как это ни удивительно, но акула может утонуть, если на какое-то время остановится.)
7. Зачем кашляют рыбы? (очищают жабры от ила)

СЛАЙД 9:

Старший воспитатель: Что – то мы на нашем девичнике засиделись. Ну – ка, девушки, выходите и талант свой покажите. Предлагаю продолжить игротеку.

4 игра: « Перелет птиц» Носова Е. В.

5 игра : « Узнай по объявлению» Жукова М. М.

6 игра: « Вершки – корешки» Жукова М. М.

СЛАЙД 10:

Остался шестой лепесток, который называется «Отвечай-ка». Вопросы этого лепестка висят на дереве мудрости. Кто смелый, назовите с какого дерева листок, а к нему  вопрос: лист березы -

• Что означает слово «экология»?

Экология (от др. -греч. — обиталище, жилище, дом, имущество и — понятие, учение, наука) — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

СЛАЙД  11:

Лист клена -

• Что такое экологическое воспитание?

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста - это познание живого, которое рядом с ребёнком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

• Что такое экологическое образование?

Под экологическим образованием дошкольников подразумевается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

• Экологическая культура – это? Продолжите фразу.

Осознанно-правильное отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют непосредственное окружение дошкольников в этот период жизни. Осознанно-правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада. Он узнает, что у всего живого, в том числе и у человека, есть определенные потребности, удовлетворить которые можно лишь при наличии внешних условий — среды обитания, пригодной для того или иного организма.

• Какова, на ваш взгляд, цель экологического воспитания в ДОУ?

Цель экологического воспитания дошкольников — научить детей правильно строить взаимоотношения с окружающим их большим миром.

Цель экологического воспитания дошкольников — формирование осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.

Цель экологического воспитания — изучение детьми объектов живой и неживой природы, то, что раньше называли ознакомлением с окружающим миром.

Цель экологического воспитания дошкольника — познание живого во взаимоотношении со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

СЛАЙД 12:

Лист дуба -

• Что такое экосистема?

Экосистема, или экологическая система (от др. -греч. — жилище, местопребывание и — система) — биологическая система, состоящая из сообщества живых организмов (биоценоз, среды их обитания (биотоп, системы связей, осуществляющей обмен веществом и энергией между ними. Одно из основных понятий экологии.

Пример экосистемы — пруд с обитающими в нём растениями, рыбами, беспозвоночными животными, микроорганизмами, составляющими живой компонент системы, биоценоз. Другой пример экологической системы — лиственный лес в средней полосе России с определённым составом лесной подстилки, характерной для этого типа лесов почвой и устойчивым растительным сообществом, и, как следствие, со строго определёнными показателями микроклимата (температуры, влажности, освещённости) и соответствующим таким условиям среды комплексом животных организмов.

СЛАЙД 13:

Чтобы экологическое состояние планеты было лучше, прежде всего, надо начать с себя и с соблюдения законов охраны природы. Прочтите и прокомментируйте их:

• Нельзя жить на Земле и не брать, но брать надо рационально.

• Всё, что есть на Земле, необходимо для её развития и развития человека.

• Человек - не властелин природы; губя её, он губит самого себя.

• Охраняя природу, мы сохраняем численность населения Земли.

• Охрана природы – часть борьбы за мир. Природа и война несовместимы.

Эти пять законов природы были выведены и сформулированы в 1908 году лауреатом Нобелевской премии, немецким учёным Эрлихом.

СЛАЙД 14:

Старший воспитатель: Предлагаю в заключении отгадать кроссворд.

По горизонтали:

  1. В старину это растение называли лекарством от 77 недугов. Он заживляет раны, останавливает кровь, уничтожает глистов, снимает боль в желудке, успокаивает нервы.(зверобой)
  2. Это лекарственное растение растет у дорог, его листья заживляют раны.(подорожник)
  3. Стоят в поле сестрички, желтый глазок, белые реснички.(ромашка)
  4. Какую лекарственную траву и слепой знает?(крапива)
  5. Золотой и молодой за неделю стал седой, а денёчка через два облысела голова.(одуванчик)
  6. Какая ягода заменяет лимон?(клюква)
  7. Верхняя сторона  листа зеленая и холодная, нижняя – светлая, мягкая и тёплая. Что это за растение?(мать-и-мачеха)
  8. В простонародье это растение называют «бородавником». Что это за растение?(чистотел)

По вертикали:

  1.  Что нам помогают сохранить лекарственные растения?(здоровье)

СЛАЙД 15:

Старший воспитатель: Мы много говорили об экологии и экологическом воспитании. Хочется, чтобы наши посиделки остались в вашей душе надолго, а знания, которые вы сегодня вспомнили или приобрели, помогли вам в работе с детьми.

Ведь «Спасая родную природу, ты душу свою спасаешь, в сердцах благодарных потомков бессмертие обретаешь.

Старший воспитатель: Итак, напомню цель и задачи нашего мероприятия (см. начало).   Предлагаю  оценить работу коллектива в «Галерее признаний».

 

Наверх
Мы используем cookies. Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с этим. Нажмите на кнопку «Согласен», и уведомление исчезнет.