Главная цель ранней профориентации детей — это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий. Получая такие знания, у ребенка, во-первых, формируется навык труда, складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий; во-вторых, расширяется его кругозор, и наконец, способствует раннему проявлению у ребенка интересов и склонностей к конкретной профессии.
Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых –экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. В процессе дальнейших бесед и занятий с детьми обязательно уточняются, дополняются, закрепляются сведения, полученные ими во время наблюдений.
В процессе экскурсии дети получают возможность наблюдать различные способы выполнения профессиональных действий человека той или иной профессии. Демонстрируя дошкольникам трудовые действия, взрослый производит их выразительно и привлекательно, комментирует каждую операцию, даёт возможность детям задать вопросы.
Взрослый вовлекает детей в производимый им трудовой процесс, даёт им посильные поручения. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, они получают более точные и полные представления о труде взрослых.
Педагог во время экскурсии дополняет полученную информацию, рассказывает о тех качествах, которыми должны обладать представители данных профессий, используя занимательный материал, стихи, загадки, пословицы. По возращению в группу с детьми обязательно обсуждают увиденное, проводят рисование по памяти «Что запомнилось?», «Что понравилось?».
Экскурсии помогают значительно углубить знания дошкольников о профессиях, повысить уровень коммуникативных навыков воспитанников, в активном словаре они используют профессиональную лексику. Таким образом, ранняя профориентация дошкольников – это необходимое направление деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
В связи с внедрением новых информационных технологий в процесс образования существенно изменился подход к экскурсиям, возникли новые виды экскурсий – виртуальные.
Виртуальная экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями:
• Не покидая здания детского сада можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами ДОУ, города и даже страны.
• Проведение виртуальных экскурсий способствует качественному, продуктивному усвоению образовательного материала.