Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 32 "Теремок"

Нижегородская область, г. Кулебаки ул. Урицкого, д. 17, д. 22

8(831)76-5-41-22

ds32-teremok@rambler.ru

Персонифицированный QR-код для оценки качества условий осуществления образовательной деятельности обучающимися и их родителями

МБДОУ д/с № 32 "Теремок"

Адрес: 607010, Нижегородская область, г.Кулебаки, ул.Урицкого, д.17, д.22
Телефон: 8(831)76-5-41-22 Эл. почта: ds32-teremok@rambler.ru

Консультация для педагогов

"Экспериментируем играя".

 

Подготовила: воспитатель Ильина М. В.

 

"Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,
Приобретают способность сами ставить вопросы
И получать на них фактические ответы, оказываясь
На более высоком умственном и нравственном уровне
В сравнении с теми, кто такой школы не прошел."
К. А. Тимирязев

Описание: https://xn--23-kmc.xn--80aafey1amqq.xn--d1acj3b/images/events/cover/84d50b7c07c83d134b391b3174b16ff9_big.jpg

Игры – экспериментирования - особый вид игр, организованный в специально созданных условиях. Это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие ребенка - манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем или выбранного детьми сюжета.
Цель:
Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.
Задачи:
- Использовать активные действия ребенка для обследования предметов (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.), наблюдения за свойствами предметов, явлениями.
- Формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
- Формировать умение детей делать открытия, сопоставлять факты, делать выводы из рассуждений.
- Развивать у детей мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
- Воспитывать умение слушать друг друга, умение работать в коллективе. Воспитывать аккуратность в работе.

Могут проводиться:
• На прогулках;
• в уголке природы;
• в центре экспериментирования;
• игровом центре.
Во время:
1. Занятий в форме специально-организованного обучения;
2. совместной деятельности взрослого с детьми;
3. свободной самостоятельной деятельности детей.
Форма организации детей может быть:
1. индивидуальная,
2. групповая (с подгруппой)

, 3. фронтальная (со всей группой).
Классификация игр – экспериментов:
По характеру объектов, используемых в эксперименте, игры делятся на:
• Игры с растениями;
• игры с объектами неживой природы (камни, песок, земля, вода);
• игры с объектами живой природы (насекомыми);
• с предметами, созданными человеком (бумага, ткань, краски и т.д.);
• объектом, которых является человек.
По причине проведения игры делятся:
• Запланированные;
• случайные;
• проведенные в ответ на вопрос ребенка.
Периодичность проведения:
– специально – организованные игры – 1 раз в неделю (плановые) на занятии или во время совместной деятельности детей и взрослого в вечернее время);
- случайные - не требуют специальной подготовки и зависят от возникшей ситуации или заданного вопроса детей и проводятся на участке, в «уголке природы», игровом центре.
Продолжительность игр зависит от дидактической задачи и заинтересованности детей. В среднем от 10 до 15 минут.
Для проведения игр – экспериментирований в группе можно создать центр экспериментирования в котором находится разнообразное оборудование:
• Емкости различных форм и размеров, разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);
• приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты, пипетки, трубочки, увеличительные стекла, измерительные приборы, губки, пенопласт, вата, поролон и т. д.;
• объекты неживой и живой природы, природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья, почва, веточки и др.;
• различные материалы: проволока, кусочки кожи, меха, ткань, бумага, дерево, резина, стекло, пластмассы, пробки и т. д.;
• технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
• разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
• красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
• медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др.;
• прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.
Все это способствует развитию наблюдательности, любознательности, повышению интереса к исследовательской деятельности. Дети с огромным удовольствием исследуют материалы и узнают, что:
- Бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и т. д.
- Дерево прочное, шероховатое, в воде намокает, не тонет и т. д.
- Пластмасса легкая, разноцветная, легко ломается и т. д.
- Стекло бывает прозрачным и разноцветным, хрупкое, бьется, водонепроницаемое.
- Ткань мнется и разглаживается, намокает и высыхает и т. д.
- Вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться и т. д.
- Воздух прозрачный, умеет двигаться сам и двигает предметы и т. д.
При организации игр – экспериментов необходимо соблюдать следующие требования:
1 Игра проводится в специально организованных условиях: исследовательских центрах, центрах игровой деятельности и т. д. (Материалы, пособия должны находиться в свободном доступе детей).
2 Познавательная задача игры четко сформулирована, и её решение требует анализа, соотнесения известных и неизвестных данных.
3 Игра - экспериментирование должна строиться на основе уже имеющихся у детей представлений, которые они получили в процессе наблюдений и труда.
4 Дети являются активными участниками игры; высказывают свои предположения, выбирают способ решения познавательной задачи;
6 При обсуждении результатов эксперимента воспитатель подводит детей к самостоятельным выводам и суждениям.
9 Педагог не должен ограничивать ребенка в деятельности из-за гигиенических соображений (испачкаешься, прольешь), необходимо использовать фартуки или другие защитные средства.

Структура проведения игры – экспериментирования:
1. Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);
2. Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми; проверка предположений, подведение итогов, вывод;
3. Фиксация результатов;
4. Вопросы детей.

Что нельзя делать?
1. Нельзя отмахиваться от вопросов детей, ибо любознательность — основа экспериментирования.
2. Нельзя отказываться от совместной деятельности с ребенком, так как ребенок не может развиваться без участия взрослого.
3. Нельзя ограничивать деятельность ребенка: если что-то опасно для него, сделайте вместе с ним.
4. Нельзя запрещать что-либо делать без объяснения.
Считается, что педагоги, должны придерживаться также следующим правилам при проведении игр – экспериментирований:
- Детское экспериментирование свободно от обязательности: мы не можем заставить ребенка, во время любого эксперимента ребенок должен захотеть этим заниматься;
- не следует строго регламентировать продолжительность игры - эксперимента: как и в игре, ребенок занимается с увлечением, не следует его прерывать только потому, что время истекло;
- не следует строго придерживаться заранее намеченного плана: можно разрешать детям варьировать условия игры по своему усмотрению, если это не уводит слишком далеко от цели занятия и не наносит вреда живым организмам;
- дети не могут работать, не разговаривая: лишение детей возможности общаться друг с другом не только затрудняет усвоение материала, но и наносит ущерб личности в целом. Потребность поделиться своими открытиями, выяснить, нет ли у других чего-либо нового и интересного, является естественной потребностью любого творческого человека независимо от возраста. Однако при этом надо чутко улавливать грань между творческим общением и нарушением дисциплины;
- необходимо учитывать право ребенка на ошибку: невозможно требовать, чтобы ребенок совершал только правильные действия и всегда имел только правильную точку зрения;
- не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов в поисковой деятельности: необходимость регистрировать увиденное является дополнительной нагрузкой для ребенка.
- соблюдение правил безопасности — это предмет особого внимания, т. к. дошкольники, в силу возрастных особенностей еще не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. Увлекаясь работой, они забывают об этом, поэтому обязанность за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге.

Наверх
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.