МБДОУ д/с № 32 "Теремок"

                 Адрес: Нижегородская область, г. Кулебаки ул. Урицкого, д. 17, д. 22
                Телефон: 8(831)76-5-41-22 Эл. почта: ds32-teremok@rambler.ru

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 32 "Теремок"

Нижегородская область, г. Кулебаки ул. Урицкого, д. 17, д. 22

Телефон

8(831)76-5-41-22

Эл. почта ds32-teremok@rambler.ru

 

 

                                                                                                                                   

РЕШАЙ Каким будет твой город
Гордиться - ЗНАЧИТ ЗНАТЬ!

Консультация для педагогов

На тему: «Сказка как инструмент формирования элементарных математических представлений»

 «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка. Эмоциональна насыщенность восприятия - это духовный заряд детского творчества. Я глубоко убежден, что без эмоционального подъема невозможно нормальное развитие клеток детского мозга»                                                                                                (Сухомлинский В. А. " Сердце отдаю детям")

Для умственного развития детей существенное значение  имеет  приобретение  ими  математических  представлений,  которые  активно  влияют  на  формирование  умственных  действий,  столь  необходимых  для  познания  окружающего  мира  и  решения  различного  рода  практических  задач,  а  также  для  успешного  обучения  в  школе.  

Изучение  математики – процесс  сложный  и  трудный.   Математические  представления  должны  осваиваться  последовательно,  равномерно  и  систематически. Для дошкольника одним из средств   развития математических способностей является сказка, которая представляет собой феномен культуры. Сказка играет в мышлении ребенка ту же роль, что в мышлении взрослого играет логика. Сказка идентична по своей структуре с сюжетно – ролевой игрой и является эффективным средством развития ребенка. Сказка — универсальное средство. Она имеет воспитательный, образовательный и развивающий потенциал и очень ценна для педагогов.    

 В сказке, имеющей математическое содержание, все это сохраняется, только героями могут служить цифры, геометрические фигуры, также разные герои простых сказок. В сюжет включены разнообразные математические представления. Такие сказки также имеют действия приключенческого характера, усложненные разнообразными математическими испытаниями, которые должен выполнить персонаж вместе с маленькими    слушателями.                                                                                                                                                                                                                                        

 Использование  сказок  позволяет   делать  процесс  обучения  привлекательным,  содействует  формированию  положительного  отношения  к  обучению.  В  дошкольном  возрасте  увеличивается  потребность  ребёнка  в  знаниях,  в  построении  связной  картины  мира.  Существуют  два  типа  связности:  научный  и  мифологический.   Научные  знания  часто  недоступны   детям без  специальной  подготовки.  Врачи  предупреждают,  что  ранняя  перегрузка  ребёнка  теоретическими  схемами  очень  вредна  для  его  психического  здоровья.  Таким  образом,  большое  место должно  уделяется  мифологическим  связям. Для  детской  картины  мира  характерны  субъективные  отношения  к предметному  миру  и  живой  природе,  что  позволяет  ребёнку  сделать  мир  доступным  для  понимания.  Поэтому  для  обучения  детей  дошкольного возраста целесообразно использовать математические сказки с  позна-вательным  содержанием.                                                                                                                 

В  младшей группе детского сада используются геометрические и цифровые сказки для формирования представлений о геометрических фигурах (например, история о трёх братьях: Треугольнике, Квадрате и Круге). 

В средней группе работа ведётся с понятийными сказочными историями, основанными на математических величинах и терминах. 

 А в старшей группе детского сада для подготовки к школе сказки уже носят комплексный характер, то есть закрепляют материал и объединяют в одно целое несколько понятий (например, фигуры, цифры, элементарные действия на сложение-вычитание и пр. в виде задач, которые даёт Принцесса своим женихам-Принцам). Если говорить о задачах математических сказок на занятиях с дошкольниками, то этот приём также помогает сформировать элементарный понятийный аппарат для дальнейшего обучения в школе; обучить малыша грамотно и кратко формулировать свои мысли.                                                                                                                           

Основные особенности волшебных сказок математического характера состоят в значительно более развитом сюжетном действии, в приключенческом характере сюжетов, что выражается в преодолении героем целого ряда препятствий, которые нужно преодолеть, совершив определенное математическое действие.

Сказка  в  увлекательной  форме  вводит  ребёнка  в мир  математики,  позволяя  ему  лучше  понять  и  осознать  его.  Сказочная  форма  способствует  введению  необходимых  ситуаций  в  математический  материал,  тем  самым  оживляя  его.  Именно  такое  соединение  благоприятно  для  обучения,  поскольку  через  сказочные  образы  можно найти  путь  к  эмоциональной  сфере  ребёнка.  Слушая  увлекательную  историю  и  переживая  вместе  с   героями  все  их  необыкновенные  приключения,  ребёнок  в  тоже  время  упражняется  в  решении  целого  ряда  сложных  задач,  учится  рассуждать,  логически  мыслить, обосновывать  свои  действия.                                                              

Дети находят глубокое удовлетворение в том, что их мысль живёт в мире сказочных образов. И, возможности влияния сказочных сюжетов на процесс воспитания и обучения в дошкольном детстве сейчас наиболее актуальны, так как сказка способствует органичному вхождению ребенка в мир математики.    

На современном этапе разработано множество разнообразных математических сказок такими авторами как Шорыгина Е.А., ЕрофееваТ.И., Большунова Н.Я. и многими другими. В содержания математических сказок обязательно включены математические понятия и представления: о форме, величине, длине предметов, о геометрических фигурах, о времени, о пространстве и числах.

При использовании сказок в процессе обучения математике основной акцент делается не на запоминании учебной информации, а на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении, так как, увлекшись, дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое, и это новое входит в них естественно.                          

Народные и авторские сказки, которые дети уже, наверное, знают наизусть – это бесценные помощники в обучении детей математике. В любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций. Например: в русской народной сказке «Колобок» дети знакомятся с порядковым счётом. Сказки «Теремок» и «Репка» помогут запомнить не только количественный и порядковый счет, но и основы арифметики (присчитывание по единице).    С помощью сказки «Три медведя»  ребятам легко усвоить понятие о размере и т. д. Чтение сказки Ш. Перро «Красная Шапочка» даёт возможность поговорить о понятиях «длинный» и «короткий». Еще одна очень полезная сказка для освоения счёта – «Про козлёнка, который умел считать до десяти». Кажется, что именно для этой цели она и создана. Пересчитывая  вместе с козлёнком героев сказки,  малыш легко запомнит количественный счёт до 10.                                                                                          

Предлагая детям поиграть в сказку, стать ее непосредственными участниками, используем приём «вхождения в сказку», например, предложить детям закрыть глаза, сосчитать до 10 (20 и т. д.) и  сказать волшебные слова «Крибле – крабле – бумс!». Ведь там, где находится место сказке, всегда царит хорошее настроение, положительные эмоции, что способствует лучшему усвоению трудного математического материала. Роль взрослого – поддержать интерес детей. Обучая маленького ребёнка в процессе игры в сказку, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности перешла в радость учения.

Принцип составления познавательных сказок

•         Содержательной основой таких сказок является познавательная, а не развлекательная информация

•         В сказках действуют  вымышленные персонажи, либо реальные вещи, предметы, объекты, которые наделяются несвойственными им способностями

•         Главное у воспитателя вызвать интерес, положительное отношение к героям сказок

Условия эффективного использования математических сказок

•         В процессе рассказывания сказок необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка

•         Сказки должны преподноситься детям в определенной последовательности с постепенным усложнением материала

•         Рассказывание сказки необходимо сопровождать показом наглядного материала

Рекомендации по рассказыванию математических сказок

•         Прежде чем рассказать сказку детям, воспитатель сам должен проработать текст, проанализировать его, выделить тему, сюжет, обратить внимание на особенности языка данного произведения

•         Сказки нужно рассказывать, а не читать, так как в живом рассказе взрослого они звучат более эмоционально

•         Перед рассказыванием нужно настроить детей на слушание текста, для этого можно использовать сюрпризный момент, проблемную ситуацию

Осваиваемое содержание может быть включено в сказку в форме особого рода познавательных задач — загадок, выполнение которых становиться мерой социальной значимости героя (и его помощников — детей): волшебник покажет дорогу, если герой сказки вместе с детьми решит те или иные задачи (загадки). Такого рода ситуации типичны в сказках: женихов испытывает принцесса; Баба-яга испытывает Ивана Царевича и т.д. Этот способ эффективен, потому что в качестве задач или загадок легко может быть представлено любое содержание, в том числе и математическое.

Поэтому можно утверждать, что сказка и ее возможности в формировании математических представлений детей дошкольного возраста безграничны. Так как дети любят сказки, они знакомы им, потому, что используются и дома, и в детском саду. Сказка особенно интересна детям, она привлекает их своей композицией, фантастическими образами, выразительностью языка, динамичностью событий. Дети сами не замечают, как в их мысли проникают понятия, в том числе и математические. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживаются детьми.

Математическое начало, которое содержится на самой поверхности, принимается и усваивается детьми непринужденно и легко.

 При использовании сказок в процессе обучения математике основной акцент делается не на запоминании учебной информации, а на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении, так как дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое.