Цель: Обучение участников мастер-класса применению театрализованной деятельности для развития речи детей.
Задачи:
1.Познакомить с методами и приемами развития речи детей через театрализованную деятельность.
2.Вызвать у участников интерес к театрализованной деятельности в работе с детьми.
Ход мастер - класса:
1. Приветствие
- Здравствуйте, уважаемые коллеги!
2. Основная часть
Работая с детьми, хотелось бы, чтобы дети в совершенстве владели всеми компонентами речи. Чтобы речь была выразительна, эмоциональна, чтобы ребёнок мог свободно и легко общаться со сверстниками и взрослыми.
Этому способствует, театрализованная деятельность.
Как вы думаете, что наши дети любят делать в детском саду? (Ответы).
Совершенно верно вы подметили, что наши дети много играют. Ни для кого не секрет, что игра является ведущим видом деятельности в детском саду.
Театрализованная деятельность воспринимается детьми как игра, поэтому детей легко вовлечь в неё.
- А вы, хотите поиграть?
- Но для начала предлагаю встать в круг. Будем передавать вот это сердечко и говорить друг другу ласковые слова.
1. Игра «Скажи о друге ласковое слово»
Участники стоят в кругу, передают надувное сердечко (цветочек, мячи, и т. п.) и говорят друг другу нежные, добрые слова.
Ведущий обращается рядом к стоящему и говорит ласковое слово.
- А теперь присаживайтесь на свои места. Предлагаю участникам разделиться на две команды.
2. Мимическая игра «Угадай, что изображаю» (участникам раздать листочки с заданиями. Одна команда показывает, другая отгадывает).
Цель: учить использовать выразительную мимику для создания яркого образа.
1 к. Ем лимон.
2к. Сердитый дедушка.
1 к. Тепло-холодно.
2 к. Встретили хорошего знакомого.
1 к. Обиделись.
2 к. Удивились.
1 к. Получить подарок.
2 к. Мне грустно.
3. Игра Театр «Эмоций»
Эмоции - это когда мы смотрим на лицо человека и понимаем, какое у него настроение. Для вас это задание должно быть лёгким.
Нужно выбрать ту куклу, которая соответствует отрывку из сказки.
Цель: Развивать умение выразить мимикой лица удивление, восторг,
»: испуг, радость, грусть. Закрепить знание русских народных сказок. Вызвать у участников положительные эмоции.
Педагог читает отрывок из русской сказки «Баба Яга»:
«Баба Яга бросилась в хатку, увидела, что девочка ушла, и давай бить кота и ругать, зачем он не выцарапал девочке глаза».
(выражают жалость)
Отрывок из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
«Алёнушка обвязала его шелковым поясом и повела с собою, а сама-то плачет, горько плачет…»
выражают грусть (печаль).
Педагог зачитывает отрывок из сказки «Гуси-лебеди»:
«И они прибежали домой, а тут и отец с матерью пришли, гостинцев принесли».
(выражают мимикой лица – радость).
Отрывок из сказки «Царевна-змея»:
«Оглянулся казак, смотрит – стог сена горит,а в огне красная девица стоит и говорит громким голосом: - Казак, добрый человек! Избавь меня от огня».
(выражают удивление).
Педагог читает отрывок из сказки «Репка»:
«Тянут – потянут, вытащили репку».
(выражают восторг).
Отрывок из сказки «Волк и семеро козлят»:
«Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу…»
(выражают испуг).
Отрывок из русской народной сказки «Терешечка»:
«Старик вышел, увидел Терешечку, привел к старухе – пошло обнимание!»
(выражают радость).
Отрывок из русской народной сказки «Курочка Ряба»:
«Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед и баба плачут».
(выражают мимикой лица печаль).
В конце игры отметить тех участников, которые были более эмоциональными.
4. Игра-пантомима
Воспитатель читает текст, участники имитируют движения по тексту:
1 к. Игра «Изобрази героя»
Цель: развитие выразительности движений, жестов, мимики, голоса.
Ведущий предлагает изобразить сказочных персонажей, напоминая, что у каждого из них свои особенности, по которым их легко узнать:
1 команда.
1 чел. Лиса, лисонька-лиса,
Шубка очень хороша!
Рыжий хвост, хитры глаза,
спешишь- Люблю курочек – да-да!
2 чел. Однажды белка запасла
Продукты на зимовку
И все сложила, как смогла,
В своем дому в кладовку.
Пусть в доме тесно, но зато
В лесу так не богат никто!
3 чел. Вышли зайки погулять,
Стали прыгать и играть.
4 чел. Неуклюжий, косолапый
Ходит по лесу медведь.
Если спросят. Что он любит,
Скажет: «Меду бы поесть!»
2 команда.
1 чел. Петя, Петя-петушок!
Золоченый гребешок!
Как увидишь ты зарю,
Закричишь: «Ку-ка-ре-ку!»
1 чел. – Ты куда, лошадка?
– У меня с утра зарядка!
Тороплюсь я в чисто поле,
Чтобы там побегать вволю!
2 чел. Вот на новые ворота
Смотрит вечером баран:
«Ничего не понимаю!
Может быть иду не там!»
3 чел. Непослушная коза
Смотрит прямо мне в глаза!
Сильно упирается.
Ей сарай не нравится.
4 чел.Подбежал ко мне бычок:
- Почешите мне бочок,
Дайте травушки зелёной,
И водицы мне студёной.
И следующая игра Пантомима
1 к. Показать, как Баба Яга
- смотрится в зеркало;
- выслушивает комплимент;
- пробует нелюбимое блюдо;
- выслушивает замечание;
- садится на стул.
2 к. Показать, как Красная Шапочка
- смотрится в зеркало;
- выслушивает комплимент;
- пробует нелюбимое блюдо;
- выслушивает замечание;
- садится на стул.
1 к. Показать (руками или пальцами):
Стой на месте!
Идём со мной!
До свидания!
Давай, помиримся.
Я тебя люблю!
Я боюсь.
2 к.Показать частями тела:
как твои плечи говорят: «Я горжусь»;
как твоя спина говорит: «Я старый, больной человек»;
как твой палец говорит: «Иди сюда!»
как твои глаза говорят: «Нет»;
как твой нос говорит: «Мне что-то не нравится.»
5. Задания для развития речевой интонационной выразительности.
Цель: формировать умение передавать интонацией различные чувства (радость, безразличие, огорчение, удивление).
1к.Воспитатель: называет предложение: «Снег идет». Участники должны повторить его с разной интонацией - так, чтобы было понятно, что они довольны, рады; что они недовольны, их это огорчает и т. п.
2к. Воспитатель: называет предложение: «Солнце светит».
- Итак, мы с Вами поиграли в театральные игры. Показали замечательные актерские способности. Теперь мы перейдем к практическому заданию.
Практическое задание
Все Вы знаете русские народные сказки.
И сейчас Ваша задача разыграть этюд по мотивам этой сказки, но делать Вам предстоит это без слов, а лишь пользуясь как раз - таки мимикой, жестами и эмоциями. То есть разыграть пантомиму.
1 к. «Колобок».
2 к. «Репка»
Время на подготовку 3 минуты.
6. Игра испорченный телефон.
Задание: Участники разбиваются на две команды. Один участник получает написанное на листке бумаги задание, которое должен без слов, с помощью одних жестов сообщить своему партнеру какую-то информацию, последний участник должен понять и озвучить.
1к. Пришла сэс! Будет брать смывы с игрушек.
2к. Пришла комиссия из отдела по образованию! Будет проверять хранение колющих, режущих предметов.
Давайте подведем итог нашей встрече. Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность –один из самых эффективных способов развития речи и проявление их творческих способностей ,а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учится играя